Следует ли верить утверждению, что в последние дни «официальная церковь» предаст Христа и поклонится антихристу?

Вопрос:

Откуда пошло утверждение (и следует ли ему верить?), что в последние дни «официальная церковь» (видимо, имеются в виду православные патриархи и те, кто будет им подчиняться) предаст Христа и поклонится антихристу? Это такая традиция толкования видения блудницы из Апокалипсиса, что она указывает на неверную Христу Церковь? Да и вообще, может ли быть такое, что служители Церкви, искренне желая служить Христу, веруя в Него, много раз каждый день призывая Его: «Господи, помилуй», подчиняясь поставленным над ними властям, как данным от Бога – при этом, сами того не заметив, отпадут от Христа, например, приняв паспорт очередного образца или налоговый номер, не считая это имеющим отношение к делу спасения, или взяв у кого-нибудь денег на реставрацию храма?

Александра
Москва

Ответ:

Уважаемая Александра, следует сказать, что такого понятия, как «официальная церковь» Священное Писание и святоотеческое Предание не знают. Мы веруем в Единую, Святую и Апостольскую Церковь, мы веруем во исполнение слов Христа Спасителя о том, что врата ада не одолеют Ее. Мы также знаем из Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, из свидетельства Евангелия, о том, что количественное распространение христиан во времена, близкие последним, будет весьма невелико, ибо неоднократно христиане называются «малым стадом». Впрочем, сам Христос Спаситель напоминает этому «малому стаду», чтобы оно было бестрепетно во времена Второго Пришествия. Распространенная ныне мифология о том, что истинная Церковь некоторым таинственным образом отделена от Церкви видимой (термин «официальной» абсолютно не преложим), по своему происхождению является протестантской.

Некогда Лютер вынужденно пришел к такому заявлению, поскольку, не имея возможности приемствовать иерархию церкви католической и не сумев увидеть историческую Церковь Христову в Церкви Востока, он пришел к идее необходимости создания нового религиозного сообщества, объединения. Согласовать это с обетованием Христа о неодолимости Церкви вратами ада можно было, лишь создав учение о невидимой Церкви, всегда пребывающей, вне зависимости от качеств Церкви видимой. В нынешнем виде эта идея реанимируется и поддерживается некоторыми раскольническими или раскольническо-сектансткими группами, группирующимися около некоторых изданий (в частности, около газеты «Жизнь вечная» и др.). И распространяющими разного рода публикации о высказываниях подвижников (или «подвижников») благочестия ХХ века, например Пелагеи Рязанской (или Любушки Рязанской), о том, что будто бы эти, не до конца еще известные в подлинности своего опыта подвижницы ХХ века, предельно критически высказывались о состоянии духовенства в последние времена. Это не более чем попытки сектантов идеологически оправдать свое существование и каким-то образом объяснить вопрошающим им или тем, к кому они обращаются со своим учением, как истинное христианство может сосредоточиться в 50–100 видимых последователях Пелагеи Рязанской.

Что касается второй части Вашего вопроса, то, если мы обратимся к трезвому святоотеческому толкованию Апокалипсиса, скажем, толкованию святого Андрея Кесарийского, к проповедям святого Ефрема Сирина и другим святоотеческим толкованиям, то из них с несомненностью следует, что принятие антихриста в последнее время будет не недоразумением со стороны тех, кто его примет, не перепутанными документами, не неправильным паспортом, а сознательным выбором. Который, как мы трагически видим, осуществляется значительной частью человеческого рода именно в настоящее время, когда даже в тех странах и тех народах, которые на протяжении большей части своей истории были христианскими, совершается свободный, добровольный, сознательный отказ от самых азов, самых последних вех христианского бытия, веры и нравственности. Это и есть то трагическое, что мы видим в наше время, а не распространение электронных аргументов или паспортов со штрих-кодами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале