Враг у святых врат, или тест на маргинальность
30123.p.jpg)
Выставка
в притворе Татьянинского храма, вокруг которой сегодня идут дебаты,
нигде не представлялась как «Православный концепт-арт». И в этом – её
значимость. Иначе было бы – см. предыдущий абзац.
Тема,
которую так мастерски инициировал к дискуссии отец Максим Козлов, более
чем актуальна. Её охват выходит далеко за рамки не только современного
искусства, но и пространства всей культуры как таковой. Вопрос предельно
прост: что есть Церковь Христова для мира сего? Ответов на этот вопрос
не так уж и много.
Первое, что приходит на ум – Церковь – не
от мира сего. Из этого можно сделать два противоположных вывода. Если
«неотмирность» и есть то главное, что определяет существо Церкви, –
значит, Церковь и мир – два непримиримых врага, имеющих целью
уничтожение одного другим. Соответственно, либо Церковь гонима и
уничтожаема, либо – чем скорее сгорит в адском пламени мир сей со своими
страстями и похотями, тем Церкви будет лучше. И отношения в такой
парадигме мышления могут быть только фронтовыми: если ты не за нас (то
есть не в нашем окопе) – значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Любая
попытка разговора на передовой есть провокация и должна быть отражена
шквальным огнём – мы-то знаем подлость врага, он просто так говорить не
будет!...
Есть и другое прочтение христианской
максимы неотмирности Церкви. Коль скоро Церковь и мир – разноприродны,
поскольку Церковь – из другого, лучшего, а не от этого мира – у неё есть
определённая задача. Этот образ превосходно изображён евангельской
притчей о сеятеле, который сеет везде, если не сказать – где попало: и
попадает, как мы знаем, очень по-разному. Но – заметим! – его никто не
осуждает за нерациональное использование посевного материала. Идея
«сеяния» Божественных Логосов – буквально «осеменяющих Логосов», –
проходит красной нитью не только у Климента Александрийского. Да, Бог
действительно даёт твари полное право ходить собственными путями, и
свобода в христианском понимании вовсе не блеф, но Божественное
попечение повсюду расставляет неброские указатели, руководствуясь
которыми человек не может не обрести Бога.
Такое понимание
более чем рискованное, если сравнивать с предыдущим. Прежде всего
потому, что здесь нет окопов, всё на виду, да и сам фронт как-то
размазан по всему полю. И надо быть предельно внимательным и чутким,
чтобы суметь увидеть среди прочего Божественную стрелочку и пойти по
ней, а не подорваться на замаскированной личиной добра и праведности
мине.
Если бы выставка «Двоесловие/Диалог»
состоялась лет эдак десять тому назад, есть все основания полагать,
нечего было бы громить православным ревнителям в 2003 г. Ведь актуальное
искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать –
истерический, но всегда – более чем искренний. Кричат, когда больно.
Своим голосом и невпопад кричат только живые; зомби кричать могут только
хором и по команде. Актуальное или альтернативное искусство – крикливый
вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего
постоянного блуда. Было бы безумием пытаться переложить этот крик на
ноты и сделать его партитурой нового распева антифонов. Но разве не
подло, услышав этот крик, лишь передёрнуть затвор со словами: «Ага,
опять там кого-то насилуют!»?...
Проблема миссии
есть всегда проблема языка. Но сейчас дискуссия идёт даже не о
допустимости разговора таким языком, какой представлен на
выставке. Вопрос ставится гораздо глубже: имеет ли Церковь право
формировать своё культурное пространство? И какое пространство должна
создавать Церковь: маргинальное для всего остального общества, или же
способное к общению и взаимодействию с ним? Где должна быть Церковь – в
окопах, или же за столом переговоров – может, даже в притворе храма?
...А вдруг мы всё-таки изменим тактику и будем не
отстреливаться, а учиться предупреждать болезненные для нас удары,
любовью Христовой преображая стойкое неприятие хотя бы в
доброжелательность – для начала? «Спокойные, твёрдые лица, готовые идти
на смерть» – это, конечно, впечатляет, но в жизни с улыбкой как-то
светлее живётся!...
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале