Игумен Савва Тутунов: администрация для Церкви, а не Церковь для администрации
Игумен Савва (Тутунов) |
Межсоборное присутствие
«Основной императив» преобразований, которые начались в Церкви после интронизации Патриарха Кирилла, по словам игумена Саввы, – «усиление соборной работы, усиление роли живых церковных местных сил в бытии Церкви». Наиболее ярким проявлением этого принципа стало создание Межсоборного присутствия, в организации которого участвовал и игумен Савва.
По словам отца игумена, ему часто приходилось слышать мнение, будто Архиерейские соборы собираются слишком редко и что-то решают в отрыве от стремлений и чаяний прочих членов Церкви. «Это всегда было не так: Соборы готовили многочисленные пастыри и миряне, представители академического мира», – утверждает он. А сейчас к подготовке собора подключилось еще большее число людей – это и есть работа Межсоборного присутствия, которое было создано Священным Синодом летом прошлого года.
Сам термин «Присутствие» пришел из дореволюционного времени – в 1905 году так называлась рабочая группа, готовившая Поместный собор, состоявшийся в 1917-1918 годах.
Сегодня Межсоборное присутствие – это около 150 представителей «лучших сил нашей Церкви; их выбирали в этот орган по принципу максимального представительства всех тенденций, направлений, мыслей и взглядов, которые есть сейчас в нашей Церкви, ведь известно, что Церковь не монолитна», – объясняет игумен Савва (Тутунов).
Священным Синодом и Президиумом Межсоборного присутствия был составлен список основных тем, начиная с вопроса о соотношении Архиерейского и Поместного собора и оканчивая вопросами катехизации и отношения к богохульству в СМИ. Тринадцать тематических комиссий Присутствия к 20 сентября должны подать свои первые заключения на рассмотрение Президиума и Пленума Межсоборного присутствия. Скорее всего, по наиболее важным проектам документов, разработанных в комиссии, будет и широкая общественная дискуссия. После этого новые официальные документы Русской Церкви могут быть приняты Архиерейским собором в феврале 2011 года.
У корреспондента «ТД» возник вопрос, как согласуется работа Синодальных отделов и комиссий Межсоборного присутствия сходной тематики, чтобы эти учреждения не дублировали действия друг друга, ведь не только названия, но и персоналии в них частично совпадают, например Комиссию Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ возглавляет руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Игумен Савва отметил, что задачи перед синодальными отделами и комиссиями стоят разные и люди в них работают также разные, поэтому функции не дублируются. Во-первых, в Межсоборное присутствие широко привлекаются силы из епархий: туда входят и архиереи, и клирики, и миряне, живущие далеко от столиц. Во-вторых, синодальные отделы призваны реагировать «на текучку». В-третьих, комиссии могут осуществлять рецепцию и апробацию тех документов, которые составляются специалистами синодальных отделов.
Новые отделы и новые люди
Другое проявление того же императива «привлечь живые силы Русской Церкви», по мнению игумена Саввы, – активизация работы Священного Синода. Он стал собираться чаще, и на каждом Синоде принимаются несколько принципиальных решений: «Синод активно занимается творческой и правотворческой работой».
Патриарх стремится к тому, чтобы и Архиерейские соборы стали проходить чаще. Когда Собор проходит один раз в четыре года, он во многом превращается в отчетное мероприятие. В будущем вопросы, возникающие в нашей церковной жизни, будут получать более оперативное адекватное разрешение.
Как отметил игумен Савва, постепенно на всех уровнях церковной жизни вовлекаются клирики и миряне. «Для многих помнящих прежние времена стало шоком, когда синодальный отдел возглавил мирянин – Владимир Романович Легойда». Другой синодальный отдел возглавляет священник – протоиерей Всеволод Чаплин. В «прежние времена» это было прерогативой епископата.
Управленческая сторона преобразований, по мнению игумена Саввы, состоит в том, что «выстраивается определенная система церковного администрирования». Обычно, когда мы говорим о чиновничестве, у многих людей возникает отторжение. «Но в Церкви администрация – это не что-то самодовлеющее. Она и вообще не должна быть самодостаточной, но в Церкви она особенно призвана служить всем. Администрация для Церкви, а не Церковь для администрации», – утверждает игумен Савва.
Были созданы новые отделы: Финансово-хозяйственное управление, где работают специалисты-экономисты, Синодальный информационный отдел, который уже широко известен, несмотря на недолгую историю. Также создан Патриарший совет по культуре – его состав определен совсем недавно, и говорить о его работе подробно отец Савва считает преждевременным.
Управление делами существенно расширило свой штат и «было ориентировано Патриархом на взаимодействие с епархиями. Мы стараемся аккумулировать всю информацию из епархий, анализировать ее и делать выводы о слабых и сильных сторонах каждой епархии», – говорит игумен Савва (Тутунов). По результатам анализа Управление пытается стимулировать обмен опытом между более и менее успешными епархиями.
Помимо этого, создана Контрольно-аналитическая служба, «которую кто-то успел уже прозвать инквизицией». Такое наименование кажется руководителю этой службы отцу Савве неподходящим по многим причинам. «Но в Церкви и правда есть проблемы, не всегда всё хорошо, и эти вопросы приходится изучать и как-то решать, в том числе и административными методами», – констатирует он.
Начал работать Общецерковный суд, нужно обрести судебный опыт и в епархиях.
Незаметный не значит бездеятельный
Наиболее медийно прошло преобразование деятельности синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) провел серьезную реструктуризацию, и это сразу дало яркий результат. «Все увидели этот результат во время пожаров и сказали: молодцы люди, работают. Поверьте, что так же работают и другие синодальные отделы. И эта работа позволяет Церкви нести свое служение», – утверждает игумен Савва (Тутунов). Синодальный отдел по благотворительности потому и смог ярко себя показать, что люди, работающие там, воспринимают себя не как чиновников, а как служителей Церкви, а свой труд – как служение ближним. «Просто чиновник, даже если он делает что-то профессионально, неэффективен для Церкви», – считает отец Савва.
То же должно происходить на местах: каждая задача должна поручаться «по адресу», иначе она не будет выполняться эффективно. Например, для этого на приходах решено ввести штатные единицы в различных областях деятельности. «Нужно привлекать живые силы нашей Церкви – и для этого люди должны получать зарплату. Не может священник бросить Престол и полноценно заниматься социальной деятельностью», – поясняет игумен Савва. Священник должен заботиться, тревожиться об этом, но заниматься этим полный рабочий день должен другой человек. Тогда приход сможет оказать реальную помощь множеству нуждающихся. То же рассуждение касается и миссионерской деятельности.
Я работать бы пошел, пусть меня научат
Один из слушателей задал игумену Савве животрепещущий вопрос: как заполняются вакансии в синодальных отделах и других органах управления Русской Православной Церкви? Есть ли у человека из провинции шанс послужить Церкви на этом поприще, или это удел москвичей?
«Не знаю, как где», – оговорился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, а после этого описал практику, существующую в Управлении делами. Иногородних сотрудников нужно куда-то селить, а такой возможности сейчас нет. Кроме того, «мы занимаемся внутрицерковной жизнью, поэтому кандидат должен быть воцерковлен и должен хорошо понимать, что происходит в Церкви». Поэтому основная база для набора кадров – церковные учебные заведения. А ОВЦС нередко набирал людей из тех, кто возвращался с учебы за границей «по церковной линии».
На вопрос же, какова должна быть сфера компетентности человека, желающего работать в управленческих учреждениях Русской Церкви, игумену Савве «ответить очень просто»: «Знать нужно все». Конечно, есть и определенная специализация. Общее для всех он сформулировал так: «Нужно хорошо уметь работать с текстом. Нужно любить текст, нужно понимать его, нужно уметь или по крайней мере учиться выступать перед людьми, не бояться этого, что на самом деле не всегда легко. Нужно интересоваться жизнью Церкви – и начинать уже сейчас».