VII. Выводы

Суммируя основные итоги поездки, можно сформулировать следующее.

 

  1. Все задачи, которые мы ставили перед собой при подготовке поездки, в основном, решены.

  2. Миссионерский хор пел за архиерейскими богослужениями в указанных в маршруте населенных пунктах, и – что особенно важно – иногда самые главные части богослужения звучали на родном для некоторых прихожан якутском языке, что воплощало мысль о Православии как о точке пересечения соединившихся, но не объединившихся на территории Якутии культур.

  3. Само появление Владыки Зосимы в сопровождении группы молодых православных людей имело свое миссионерское значение: оно ясно говорило о том, что Православие – это не пережиток прошлого, который не непонятным причинам все еще живет в людях старшего поколения.

  4. Уже «отлаженный» опытом прошлых поездок модельный ряд миссионерских мероприятий нашей группы, и, с другой стороны, уже освоенный в прошлые годы маршрут миссионерского сплава позволили провести мероприятие без трудностей организационного характера. Конечно, решение задач, указанных в главе 1, зависело о содействия местных сил (властей, общественности, мирян), в этом нам удалось убедиться в результате почти стихийно организованного концерта в пос.Кюсюр, когда местная администрация проигнорировала просьбу о содействии, а зрительный зал был собран по инициативе нескольких мирян.

  5. Малый охват населенных пунктов, имевший место по указанным во введении объективным причинам, дал и свой положительный результат: практически перед каждым концертом было время на репетиции и восстановление сил, что хорошо сказалось на качестве концертов. Кроме того,

  6. В Якутской епархии имеет место острый кадровый дефицит православных священно- и церковнослужителей, что выдвинуло на первый план необходимость максимально увеличить богослужебную составляющую поездки.

  7. Лекции Алексеева А.А. о Якутском крае и традиционных верованиях якутян значительно повлияли на представления миссионеров о своей будущей аудитории: несмотря на двухвековую историю Православия на якутской земле, местные народы не списали со счета свои традиционные представления о мироздании, и ведение миссионерской работы среди них требует не одного дня: не только совершения треб и Таинств, но последовательной катехизации, что предстоит делать Владыке и его сподвижникам.

 

Вашего Святейшества смиренный послушник,

настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете

протоиерей Максим Козлов

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале