Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 18 апреля
Карл Иванович Росси родился в Петербурге 29 декабря 1775 г. Его мать – известная петербургская танцовщица екатерининских времен итальянка Г. Росси, отец – балетмейстер И. Лепик. О детских и юношеских годах К.И. Росси известно лишь то, что он жил и воспитывался у архитектора В.Ф. Бренны, который и начал обучать его архитектуре.
В 1795-1816 гг. К.И. Росси работает помощником архитектора в Петербурге, а затем, после обучения в Италии (1802-03 г.г.), – в Москве.
В 1818 г. Росси возвратился в Петербург, и здесь начался расцвет его творчества. Первой значительной работой Росси был проект Михайловского дворца (ныне здание Русского музея), строительство которого было завершено в 1823 г. Этот дворец как внешними архитектурными формами, так и внутренним убранством заставил говорить о том, что в Петербурге восходит звезда нового выдающегося зодчего.
И действительно, за Михайловским дворцом последовали знаменитые величественные сооружения Росси – здание Генерального штаба на Дворцовой площади, ансамбль Александринского театра и улицы Росси, ансамбль зданий Сената и Синода, которые во многом определили облик центральной части Петербурга. Они представляют собой вершину градостроительного искусства русского классицизма.
Для Росси как архитектора характерно решение крупных градостроительных задач, создание монументальных ансамблей. Кажется, что чем грандиознее была поставленная перед ним задача, тем с большим мастерством и изяществом он ее решал.
В 1832 г. совершенно больной и преждевременно состарившийся Росси ушел в отставку.
Надо удивляться энергии и работоспособности Росси, который за короткий период, практически за пятнадцать лет, выстроил целый ряд грандиозных сооружений, удивительных по красоте и выразительности.
Время творчества Росси относится к периоду патриотического подъема в русском обществе, связанного с победой в Отечественной войне 1812 г. Его величественные сооружения прекрасно отразили в себе этот общественный подъем и стали для потомков символами величия России.
Жемчужиной творчества Росси в этом отношении является здание Генерального штаба, завершившее архитектурное оформление Дворцовой площади Петербурга и превратившее ее в неповторимый по красоте и гармоничности памятник победы над Наполеоном (в центре площади возвышается Александрийская колонна – памятник победы в войне 1812 г.).