Ученые назвали простую уловку, которая облегчает запоминание

Правильная предваряющая мотивация, которая настраивает на исследование и запоминание, может улучшить память и облегчить обучение. Это показал эксперимент, в котором участников перед выполнением задания по-разному инструктировали.

Специалисты факультета психологии и нейронаук Университета Дьюка в США провели исследование с участием 420 человек (результаты опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences).

Людей попросили на один день представить себя похитителями произведений искусства. Затем их распределили на две группы. Одним сказали, что они — воры-профессионалы и грабят музей прямо сейчас, вторым — что им нужно спланировать ограбление, предварительно изучив музей.

Эти два набора инструкций исследователи назвали императивной и вопросительной мотивацией.  Затем участникам эксперимента предложили сыграть в компьютерную игру. В ней нужно было исследовать виртуальную художественную галерею.

Когда игрок кликал мышкой, ему открывалась картина из этого зала и ее цена. За некоторыми из дверей скрывались более ценные полотна, чем за другими. При этом всем участникам начислялся реальный денежный бонус за более дорогие картины.

На следующий день участникам предложили пройти тест  и ответить, узнают ли они картину. Всего им показали 175 произведений, из которых 100 они видели накануне, а 75 были новыми. Если картина отмечалась как знакомая, предлагалось вспомнить ее цену.

Участники, которые воображали, что планируют ограбление (то есть получили вопросительную мотивацию, поддерживающую любопытство и настрой на исследование), точнее узнавали картины и называли их стоимость. При этом ценные картины вспоминались с большей вероятностью. 

Подгруппа с императивной мотивацией лучше определяла, за какими дверями скрываются более ценные экспонаты, и потому завладели большим числом дорогих картин. 

Исследователи не говорят о том, что какая-то из мотиваций лучше. «Если вы в походе наткнулись на медведя, то в этот момент не стоит думать о долгосрочных планах. Нужно сосредоточиться на том, как сейчас выбраться из ситуации»‎, — пояснила доктор Алисса Синклер (Alyssa H. Sinclair), одна из организаторов исследования.

Но состояние стресса не стимулирует долговременную память. Если задача — побудить людей найти сведения и запомнить их на будущее, то, вероятно, предваряющая вопросительная мотивация будет способствовать лучшему сохранению информации.

Теперь ученые планируют выяснить, какие участки мозга активируются у людей при императивной и вопросительной мотивации, сообщает Naked Science.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале