Великий пост. В первый раз увидеть крест
Перед вами — казнимый ужасной, мучительной казнью человек. В книге о том, как царица Елена отыскала Крест, на котором был распят Иисус Христос, исследователь Скабалланович описывает, каким страданиям подвергались распинаемые, как у них выворачивались суставы, гнили раны от гвоздей, а самих людей мучила жажда, пока не наступала смерть от удушья. И вот вы стоите перед изображением этих мучений.
Иногда сравнивают католические и православные распятия. На Западе принято подчеркивать человеческую природу Христа. Как правило, перед нами предстают изображения уже умершего Сына Человеческого, причем подчас достаточно натуралистичные. На Востоке главнее оказывается Божественность Мессии. Поэтому изображение крестных мук как бы опускается. Распинаемый — это не мертвый человек, но спокойно принимающий смерть Богочеловек. Иногда он как бы приподнимается на гвоздях, воспаряет к небу. Но даже при всей бесстрастности изображения факт мучений остается достаточно ясным.
Больно смотреть на умирающего в муках человека, любого человека. Даже не просто больно, а все переворачивается внутри.
Пойдем дальше, от простого созерцания этого «нового предмета» к пониманию его смысла. Сама собой возникает вопрос: зачем была нужна такая жестокая смерть Мессии?
Понятно, что уже тысячу раз ответ на него был прочитан в книгах или сказан в храме, а может, вам разъяснил это кто-то из близких, с которыми вы вдруг заговорили о вере. И в тех же книгах можно найти немало прекрасных образных объяснений того, почему был избран именно крест.
Уже упомянутый нами Скабалланович приводит свидетельства о том, что на кресте казнили государственных преступников, а перед представителями Рима Иисус был обвинен в страшном преступлении — якобы он считал царем Себя, а не римского кесаря.
В «Точном изложении православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина прочитаем: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение». Примерно то же говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
А если не углубляться в дебри истории и теологии, мы стоим перед простым и понятным фактом: вот этот Человек, которого ты сейчас видишь перед собой распятым на кресте, претерпел страшные муки ради тебя, стоящего (а может, сидящего) перед Ним. Вот так, лицом к лицу. И равнодушно, спокойно отнестись к этому факту не очень получается. Но надо же что-то делать?
Ответом на этот вопрос оказывается само стоящее перед нами распятие, вернее, сама смерть Христа. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною», — читаем сегодня в Евангелии. «Вот, Я показал тебе, что нужно сделать, как прожить эту жизнь, как перенести все ее тяготы и несправедливости и что уготовал Отец Небесный для праведников, — как бы говорит Христос. — Узнай это и реши, как тебе поступать».
Конечно, непросто вот так взять и бросить все «земное» (хотя у Марии Египетской это и получилось). И, бывает, христиан предостерегают от чрезмерного рвения. «Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, — это гордость сбивает с пути», — писал отец Иоанн (Крестьянкин). Но в то же время «не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, — это саможаление снимает тебя с креста».
«А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (дал обеты монашества — не ищи женитьбы, связан семьей — не стремись к свободе от детей и супруги)», — объясняет отец Иоанн.
Это нелегко, но понятно. А что значат евангельские слова «отвергнись себя»? Есть что-то вроде формулы — живи не для себя, а для других. Отец Иоанн (Крестьянкин) объясняет эти слова следующим образом: «Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке, смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.
Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией... Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой — самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни».
Начинается все с малого: там на замечание не огрызнулась, здесь на грубость не ответила, там не сделала того, что хочется, потому что так будет спокойней дома. И чем дальше, тем должно быть больше этих шажочков от эгоизма к уважению интересов тех, кто живет рядом с тобой, к пониманию другого человека, к любви к нему.
Пост для этого — время очень хорошее. Недаром существует выражение «духовная весна поста». Это время особой радости, подготовки к самому главному празднику — Пасхе.
И вот в середине поста на середину храма выносится крест. Распятие, которое напоминает прихожанам о муках Спасителя, о том, для чего они были нужны и что уготовано тем, кто последует за Христом. «И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл», — призывает отец Иоанн (Крестьянкин).
Вот так, на половине пути к Светлому Празднику, в очередной раз постараться беспристрастно оценить себя, сравнить с Недостижимым Идеалом и понять, что делать дальше.
Вспомним слова отца Иоанна: «Крест — орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест, как преступника Закона Божия, ведь мой плотской человек, любящий покой и беспечалие, моя злая воля, мое преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятся живительному Закону Божию. Я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хватаюсь за скорби моего жизненного креста... Крест есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им. Крест есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые. Крест есть вернейший путь, ибо крест и страдания — удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное».
По традиции после выноса креста в субботу вечером он остается в храме, из-за чего вся седмица носит название Крестопоклонной. За эти несколько дней можно многое передумать и что-то понять и изменить. Чтобы, как говорится, этот Великий пост принес вам духовные плоды. А Пасха была по-настоящему радостной и светлой.
Впервые опубликовано 21 марта 2009 года