Теперь ты в армии!
Офицерская душа
- Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником.
- Учился, заканчивал Рязанское училище связи, потом была армия. Недолго я прослужил, в 90 году выпустился, путч на моих глазах проходил, я был участником тех событий. Потом в Церковь пришел, в 93 году, точнее, в ноябре-декабре 92-го, к 99-му был уже дьяконом. Так вот началась моя церковная жизнь, потом она снова совместилась с армией.
- Какое у вас воинское звание?
- Майор запаса.
- А как получилось, что вернулись потом обратно, в армию?
- Как? У нас, как в армии, если начальник приказывает - исполняй. Во-первых, еще до того, как приказом Святейшего я был назначен в академию Генерального штаба (это было, наверное, где-то в 2000-2001 году), в 2000-м я туда пришел, а чуть позже уже был указ о моем назначении. Так как я все-таки офицер запаса, то меня настоятель и раньше постоянно отправлял на присягу по воинским частям, которые в нашем округе располагаются. И уже потом храм академии Генерального штаба стал постоянным местом моей службы. Кроме этого каждый год я выезжаю со слушателями академии в учебные поездки на Северный флот. И вот что интересно, едешь с ними в поезде 36 часов в плотном контакте. Хоть там и 100 человек, все равно успеваешь за полтора дня пообщаться с большей частью, и люди раскрываются. Многие по приезде после этого, - а были случаи, что и прямо там, в Североморске, - просили покрестить их или крестились по возвращении. Причем целыми семьями. Некоторые у меня и венчались после таких поездок. Пока люди учатся в академии, им дают казенное жилье, так что поступают от слушателей и просьбы освятить квартиры.
Сразу видно, что некоторые люди дистанцируются от Церкви только из-за того, что они еще не знают, - не знают элементарно даже, с какой стороны подойти к священнику, так как не воспитывались в христианской среде. Тем более что многие слушатели академии росли как раз в советское время, многие из них школу закончили, когда перестройка-то еще и не началась, и воспитание было целиком и полностью коммунистическим. Конечно, это в первую очередь генералы, которые всю свою сознательную жизнь прожили при коммунистическом строе. И то очень и очень многие из них обращаются сейчас к вере, особенно ветераны, те, кто прошел войну. Они же все верующие сейчас. С другой стороны, очень сложно с теми офицерами, которые занимаются не военной тактикой, а военной историей, военной философией. Они воспитаны в большинстве своем на идеях марксизма-ленинизма и твердо в этих идеях убеждены.
Но, так или иначе, с уходом прежних начальников и появлением более молодых взгляды их тоже несколько меняются, у них уже заложены какие-то основы веры. Даже одна из лекций, читаемая в академии Генштаба, носит название «Основные мировые религии и отличие их от православия». Потом отец Димитрий (Смирнов) читает у нас лекции в рамках повышения квалификации о религиозной безопасности. Тут тоже как раз основы мировых религий и информация о сектах. О том, как выявлять сектантов среди военнослужащих, ведь призываются ребята из самых разных мест.
Из других наблюдений могу отметить то, то я вижу (и кроме того, отслеживаю через анкетирование, которое организую и провожу) во время призыва. Если лет пять назад очень мало кто говорил о своей религиозной принадлежности, то сейчас всего лишь человек десять было, которые не причастились перед призывом. То есть очевидный рост верующих среди населения, в частности среди призывников. Кстати, однажды очень забавный случай произошел. Служил я на Сретение, подходит ко мне солдатик на исповедь, покаялся, я его потом спрашиваю: а ты давно ли в Церковь ходишь, исповедуешься? Да нет, говорит, недавно. Просто я женился, а у моей невесты, жены уже, папа священник и дедушка главный священник в городе. Теперь приходится быть верующим. Надо же вот как, через жен приходят...
- Кстати, вы упомянули про венчания. Часто ли вам доводится венчать в академии Генштаба?
- Да. Ну, не так, чтобы весь вот наш приходской храм венчается, но пары две-три в год венчаются. Не всегда в академии, поскольку, опять же, режим-то там пропускной, нужно все согласовывать с начальством, не просто же тайно венчаться. Некоторые говорят, что да, хотят венчаться в академии. У многих офицеров сейчас дети рождаются, так они просят и крестить их там, по месту службы, чтобы в памяти осталось. А венчаться в основном приходят в наш храм архангела Михаила, что находится совсем рядом, на Юго-Западной. Здесь более свободный доступ, и все желающие гости могут прийти. Потом венчания же в основном по воскресеньям, а в академии в воскресные дни все закрыто, доступа нет. Там и служб нет по воскресеньям, только в будние дни. А если праздник приходится на воскресенье, то я переношу службу на понедельник.
- Когда я был у вас в академии на празднике, то меня заинтересовало, как же курсантов-то на литургию отпускают? Ведь у них же учеба?
- Это сложнее. На литургию слушатели прийти не могут. Я пробовал. Если я начинаю богослужение в 7 часов, то вообще никто не приходит: в 7 все только встают. На службу в академию военнослужащие и слушатели приходят только к девяти. Позже совершать литургию - уже сложнее и для меня, и для певчих. Поэтому 9 часов - оптимальное время. К этому времени могут приходить служащие академии, не военнослужащие, а работающие там женщины, некоторые ветераны. А слушатели чаще приходят на совершаемые молебны и панихиды, поставить свечки, записочки написать.
- А с личным составом о чем беседы проводите?
- Да обо всем. Им все интересно. Приходишь первый раз знакомиться, просто беседуешь, я в таких случаях обычно рассказываю о себе, жизнь ведь интересная была, разное пришлось повидать.
Единственный в России домовый храм при военном учебном заведении
- Академия Генерального штаба России - одно из старейших высших военных учебных заведений нашего государства. Какова история создания при ней домового храма? Чья это была инициатива?
- История академии насчитывает 175 лет. Создана она была Николаем Первым. Располагалась сначала, естественно, в Петербурге. Перед академией была Суворовская площадь. В 1900 году начальник академии генерал-лейтенант от инфантерии Н. Н. Сухотин обратился к Императору с просьбой создать в академии музей (как раз близилась дата столетия со дня смерти генералиссимуса А. В. Суворова). В основу музея Сухотин попросил положить храм, который Суворов построил в своем имении, в селе Кончанское. Этот деревянный храм в 1900 году был из Кончанского перенесен на Суворовскую площадь, там поставлен, и там при храме был организован музей. Там были все ордена, знамена, памятные личные вещи, оружие, шашки, которые своими руками держал Суворов или носил при себе, на своей груди. Потом революция, многое не уцелело, особенно деревянные храмы, тем более в центре. Большевики, наверное, растащили его на костер, а все ценное, что было, разворовали. Если и остались какие-то ценные вещи, то, скорее всего, в частных коллекциях.
Потом было 1000-летие Крещения Руси. Произошло первое сближение Церкви с государством после революции. В 1992 году в академии по инициативе, во-первых, одного генерала, Шатохина, который был и есть, слава Богу, создалась группа, которая обратилась к начальнику академии, была совершена первая поездка в Троице-Сергиеву Лавру, там они познакомились с архимандритом, ныне покойным, Моисеем (Боголюбовым). И тот сказал, что для того, чтобы объединиться, надо собрать первую конференцию, посвященную Александру Невскому. Что и было сделано. На ней и было предложено основать в стенах академии храм. Начальник академии это предложение поддержал, обратился в Генеральный штаб, отказа там не получил, провел письменный опрос, по данным которого 80 % опрошенных были за, и храм стали потихонечку оборудовать. Конечно, не в таком виде, в каком он сейчас, это было сделано уже к 170-летнему юбилею академии.
А тогда поставили маленький иконостасик, в два раза меньше, чем сейчас, иконы повесили по стеночкам и начали молиться. Первым настоятелем был отец Герасим (Иванов), сейчас ему уже за 90 лет. Сам фронтовик, прошел всю войну, сержант запаса, вот он и служил там потихонечку, даже стены расписывал. Росписи там не сохранились, потому что без подготовки все делалось, да еще и возраст такой.
- А сюжеты для росписи какие были? Как поддерживается благолепие сейчас?
- Сюжеты для росписи были составлены очень хорошим художником, учеником Верещагина, Сергеем Ефошкиным. Им были составлены все эскизы. Идея, подборка сюжетов была моя, а эскизы составлял вот этот художник. Работы выполняла сергиевопосадская фирма «Александрия-реставратор». Там духовник у них, владыка-ректор, архиепископ Евгений. Сейчас мы собираемся подписывать с ними договор на исполнение текущего ремонта, чтобы сделанное благолепие дальше не разрушалось.
Но самая основная проблема у армейского храма в том, что его невозможно зарегистрировать, потому что это вне закона. Если бы был счет, то многие, кто в этом храме бывал и бывает, могли бы помогать ему. Но поскольку храм не зарегистрирован, то возникают различные сложности. Надеюсь, этот вопрос все-таки будет разрешен, - я поднял его перед префектом, уже встречался с главой управы, обсуждали, можно ли предоставить какой-либо другой юридический адрес для регистрации храма. Очень надеюсь, что все это не голословно, потому что за те 7 лет, что я в академии, уже бывали разные ситуации. Меняются начальники академии. Один начальник академии разрешил, юридическая служба академии не разрешила, другой начальник запретил, сейчас пришел третий, он дает «добро». Надо, чтобы юридическая служба все это пропустила. Сложности, сложности.
- Планируется ли восстановление прежнего здания храма Николаевской академии?
- В Николаевской академии был храм Александра Невского, в честь небесного покровителя Александра Васильевича Суворова. А Николаевской академии, как таковой, сейчас не существует, она же была переведена потом в Москву, закрыта, снова открыта. Можно считать, что восстановили храмик. Только те, кто его восстанавливал, возможно, не знали еще истории с храмом суворовским Николаевской академии, поэтому назвали его храмом архангела Михаила.
Я хочу в храме организовать придел Александра Невского, поставить киот, написать, поставить хорошую икону. Иконостас там, наверное, ставить смысла нет. Храм-то хоть и большой, но посещаемость заметна только когда владыка приезжает служить, вот тогда народу много собирается. Тогда уже выходит указ начальника, и офицеров снимают с кафедр, слушателей присылают, храм наполняется. А так даже по праздникам человек 20-25. Да, на объявление за крещенской водой пришло очень много людей, человек 200 было. Тоже показатель духовности нашего народа, - два раза в год некоторые ходят за водой крещенской да куличи освятить.
- Да, на Рождество тоже люди приходят. У нас так было заведено, что на Рождество и на Пасху всегда была архиерейская служба. И сейчас все равно люди приходят, человек 50-60. Когда есть возможность, солдатиков отпускают. На Сретенье было человек 20 солдатиков. И офицеры приходят в свободное от лекций время, заходят в храм. Постоянно заходит заместитель начальника агадемии. Даже если у него какие-то дела, всегда свечечки поставит, записочки напишет, поклонится и идет дальше по своим делам. Радует, что такие люди есть.
- 7 декабря прошлого года состоялось освящение боевого знамени академии. С чем связано это событие?
- Мы служили 6 декабря, на Александра Невского, а 7-го было освящение боевого знамени. Ведь сейчас-то армия наша называется Российская, а раньше была советская. И знамена были советские, с Лениным, с символикой советской. А сейчас все воинские части свои боевые знамена оформляют по российскому образцу, символы креста или Андреевского креста присутствуют на всех знаменах плюс двуглавый орел, который венчается короной с крестом, что конечно же символично, поскольку это уже образец дореволюционной России. Теперь в чин вручения боевого знамени входит его освящение. Это уже не просто по приказу командира, начальника. Это - хоть еще и не оформлено документально, - делается по образцу Комендантского Кремлевского полка. Они сделали один раз, и по их образцу делают теперь и все другие воинские части, потому что им вручали первым, и новое российское знамя было освящено впервые у них. Мы даже специально смотрели фильм о том, как это у них происходило, брали у них план проведения церемонии.
- Опять же ряд руководителей подразделений академии удостоился Патриарших наград. За какие заслуги даются военнослужащим награды Церкви?
- В этот раз были удостоены были удостоены наград за работу с личным составом. Кто получил награду? Начальник факультета, благодаря которому я имею доступ к слушателям, могу общаться, вести пасторскую работу. Начальник кафедры военно-морского флота, который всегда организовывает мою поездку со слушателями на Северный флот. Потом начальник материально-технического обеспечения, заместитель начальника академии получил награду, конечно же за содержание храма, за его текущий ремонт. Здание хоть и нестарое, 1988 года, а крыша-то у него течет. Так что этому человеку приходится решать много мелких и крупных текущих моментов, никогда в жизни не отказал, всегда во всем помогает. Он и мебелью обеспечивает, и лампочки заказывает, в общем, все в его распоряжении. Видя веру и в его сердце, нет сомнений в том, что это достойный человек.
Получили награды и другие офицеры, члены академии, благодаря которым многое делается здесь, и Рождественские чтения, и русский народный Собор стало возможным проводить здесь только благодаря генералу армии Белоусову Александру Васильевичу, тезке Суворова. Ещё были люди, которые поддерживают и обеспечивают материально.
- Часто ли вообще Святейший награждает военнослужащих?
- Святейший очень любит военных, относится всегда очень внимательно, с братской, с отеческой любовью. Всегда охотно откликается на поощрения такого рода, потому что, думаю, все мы понимаем, что будущее России зависит от нашего единства, единства Церкви и армии, потому что это два здоровых, не больных института в нашем государстве, которые могут помочь сохранить его в целостности. Поэтому Святейший всегда относится со вниманием к военным, вникая в их нужды и потребности. И если кто-то из священников обращается с просьбами о поощрении воинского начальства, то Святейший не отказывает в этом.
- Возрождение каких традиций в сотрудничестве священства и воинства вы считаете наиболее актуальным для сегодняшней Российской армии?
- Воспитание, именно воспитание молодежи. В первую очередь у нас, наверное, не очень хорошо поставлена работа с военкоматами. Священнику тоже нужно там участвовать. Они же проводят там сборы, собрания молодежи призывного возраста. Обязательно нужно, чтобы священник там выступил, с людьми поговорил, пообщался. Чтобы они могли вопросы священнику задать и когда медкомиссию проходят, и еще раньше. Хотя, конечно, то, что раньше, больше касается министерства образования. Надо, чтобы с детсадовской скамьи было патриотическое и духовное воспитание.
По землякам своим скажу. Когда начинаешь беседовать на темы выбора, что бы люди сделали, если бы могли выбирать, служить - не служить, неверующие чаще пишут все равно, что пошли бы служить. Среди верующих так мало кто скажет. Сейчас все по-другому, теперь неверующих мало. Поэтому сопоставить уже трудно. Я думаю, что вера православная всегда служит государству. Хоть Церковь от государства и отделена, но никогда ни один пастырь, ни один просто верующий человек не пойдет против своего государства. Конечно, если государство не идет против веры и Церкви. Тогда здесь мы должны встать на защиту своей веры и отказать государству в сношении с ним. Это прописано в нашей социальной концепции. А если государство, скажем, благоволит нам, мы всегда поддержим его, придем на помощь в служении, в молитве за него, в какой-то другой, социальной помощи. Социальная деятельность нашей Церкви сейчас развита очень сильно.
Отче, встать в строй!
- Людей в рясах и людей в военной форме многое объединяет. И дисциплина, и принятие присяги...
- И само слово, и понятие «служба».
- И если поговорить о службе, служении, то как, на ваш взгляд, правильно воспитывать воинов? Какие традиции русской армии стоило бы в современную армию привнести?
- В армии все эти традиции, по-моему, так до сих пор и соблюдаются, потому что здесь по-другому нельзя, - здесь должен быть единый сплоченный коллектив, слаженный механизм, поэтому обязательно нужно прививать такие качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка друг друга.
Сейчас очень слаб институт сержантства. Если раньше, до революции, потом в советское время, пусть немного меньше, этот институт существовал, функционировал, то сейчас практически все лежит на офицере. Думаю, стоит уделить внимание сержантским школам, учебкам, чтобы люди были достойно подготовлены, чтобы на них можно было возлагать работу в коллективе. И подготовка должна быть не только профессиональная, но и нравственная, педагогическая, чтобы человек умел работать не принуждая, заставляя, а воспитывая. Я не скажу, что это какая-то церковная мысль, это просто мое мнение. Даже когда я служил офицером, не было никакого общения, первыми нарушителями дисциплины были сержанты, и офицерам приходилось денно и нощно дежурить в подразделениях, чтобы не было происшествий, особенно в то время, когда начинался передел всего, передел собственности, начинали возрождаться все эти банды, группировки. Все приходилось делать самому офицеру, и с тех пор он главное лицо. Только он вышел - все, это уже не подразделение. Поэтому институт сержантства надо возрождать обязательно. Чтобы сержант был командиром, чтобы солдаты нормально ему подчинялись.
- Как это сделать?
- Нужно сделать так, чтобы сержант не был равен солдату. Но жили и служили с ним в подразделении. Как раз он может быть контрактником, а солдаты - служить по призыву. Тогда может быть какой-то порядок вещей.
- А катехизис воина у нас существует?
- Катехизис воина существовал. Потом он был специально переработан. Катехизис, который мы изучаем в духовных учебных заведениях, был составлен Филаретом, митрополитом Московским, и им же был составлен катехизис воина, специально переработанный для армии. Он даже издавался примерно году в 95-м, катехизис и краткий молитвослов в одном издании, его раздавали солдатикам, принявшим присягу.
- Сейчас начинается призыв. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в ряды армии либо по призыву, либо соответственно уже на профессиональной основе?
- Ничего не бояться. Быть честным перед своими сослуживцами, перед своими командирами. И просить Бога, чтобы Он помог. Своей защитой, своим покровом.
- Еще один маленький вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста, изменение порядка призыва.
- Своего опыта здесь не хватит. Я скажу, что думают по этому поводу многие офицеры. Года все-таки мало. Конечно, если солдат стоит на КПП, ему года хватит.
- А что касается нового указа об отмене отсрочек для священнослужителей?
- Скажу так. Я знаю двоих священников, которые пришли и добровольно устроились контрактниками в десантные части. И они служат там в звании рядовых, исполняют свои священнические обязанности.
- Как это произошло?
- Они стали штатными полковыми священниками. Стоят на должности рядовых пулеметчиков. Это была идея поставить в каждую десантную часть по священнику. Думали-гадали, как это сделать. А никак. Но вот нашлись такие, кто, испросив благословение у правящего архиерея, просто пришли и записались на воинскую службу. И уже год как служат.
Так что я думаю, что если какого-нибудь молодого семинариста, который еще не стал священником, или дьякона вот так отправить в армию, то это будет хорошо. Пусть они своим собственным примером покажут, проповедуют. Да, священник не имеет права служить как рядовой. Ну призовите его, пусть и служит как священник. Пусть он займет несуществующую нишу священника, отслужит днем, а ночью идет к своей матушке с детьми.
Опять-таки, здесь многое будет зависеть от командира. Кандидатов наук вот в армию не берут. У нас в храме старший алтарник, он же преподаватель в семинарии, он закончил семинарию, академию, пошел служить в армию. Два года служил в Благовещенске. Служил, как все, нормально, в пограничной части. Он в семинарии служил иподьяконом, иподьяконом служил и у правящего архиерея в Благовещенске.
Все зависит от командиров и от того, как человек себя поставит. Если ты будешь из себя что-то строить, великое и могучее, то... но лучше смирение. Для священника очень полезно. А если будешь добр сам, кроток со всеми, то, думаю, общий язык найдется легко с теми, кто тебя будет окружать.
Главное, чтобы священника не призывали и не ставили в строй с автоматом. Это уже неприемлемо. Он принял сан и должен ему соответствовать. Пусть его призывают священником. Он будет служить, исповедовать, молебны послужит, литургию. Так за нас государство и решит вопрос о полковых священниках. Мы же этого добиваемся, что же бояться.
Некоторые священники считают, что они должны обязательно выучиться лучше всех стрелять, показать свою силу, больше всех подтягиваться. Не для этого священник нужен. Для этого и офицеров достаточно. Священник должен слово Божие нести, вот самое главное, священник должен быть священником. Тут скорее формула другая: в немощи нашей совершается сила. От этого пользы будет больше, а если действовать наоборот, то можно многое испортить.