Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 11 июня
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 26 апреля 1877 г. в Керчи в семье провизора, владельца аптеки.
С ранних лет у Валентина Войно-Ясенецкого обнаружились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он окончил художественное училище. В своей автобиографии Войно-Ясенецкий пишет: «Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». После долгих сомнений он решил поступить на медицинский факультет Киевского университета, мечтая стать полезным для крестьян, которые были плохо обеспечены медицинской помощью.
В 1903 г. Войно-Ясенецкий окончил университет и собирался стать земским врачом, но в связи с началом Русско-японской войны в 1904 г. был направлен в Читу в составе отряда Красного Креста. Здесь началась хирургическая практика В.Ф. Войно-Ясенецкого. Молодой хирург много и успешно оперировал, выполняя сложнейшие операции.
После окончания войны и до 1917 г. Войно-Ясенецкий работал хирургом в провинциальных больницах. Ему всюду сопутствовала большая популярность среди населения, связанная не только с блестящими операциями, но с его добрым отношением к людям.
Одновременно с работой в провинциальных больницах Войно-Ясенецкий вел научную работу в клиниках Москвы. Он увлекся новым направлением в хирургии – регионарной анастезией. В 1915 г. вышла в свет его монография «Регионарная анастезия», в которой он обобщил свой богатейший опыт в этой области. В 1916 г. за эту книгу Войно-Ясенецкий получил степень доктора медицины. Его имя стало известным в кругах хирургов.
В марте 1917 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий с семьей переехал в Ташкент, где ему предоставили место главного врача в городской больнице. В 1920 г. по инициативе Войно-Ясенецкого в Ташкенте был открыт университет. Валентин Феликсович был назначен заведующим кафедрой и профессором медицинского факультета.
Несмотря на большую врачебную и педагогическую нагрузку Валентин Феликсович находил время для посещения воскресных богослужений и вечерних богословских диспутов. В конце 1920 г. он выступил с речью на епархиальном собрании. Речь произвела большое впечатление. После собрания епископ Ташкентский подошел к нему и сказал: «Доктор, Вам надо быть священником!». Вспоминая об этом, Валентин Феликсович писал: «У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». И он был рукоположен во священники, а в 1923 г. стал епископом с именем Лука, и был назначен епископом Ташкентским.
Время, в которое епископ Лука решительно вступил на путь архиерейского служения, было сложным и страшным. Атеистическая государственная власть прилагала все усилия для дискредитации и уничтожения Церкви и, как правило, решала свои задачи путем репрессий.
Епископ Лука прекрасно понимал всю сложность своего положения в больнице, университете и в Церкви и оставался тверд в своих принципах. Он ходил на службу в одежде священнослужителя, благословлял больных перед операцией, молился перед иконой в операционной, обличал в проповедях обновленческую церковь.
В 1923 г. епископ Лука был впервые арестован. Ему инкриминировалось создание антисоветской организации и связь с разведкой иностранного государства. В течение следующих двадцати лет он пережил три ссылки. Находясь в ссылках, епископ Лука всегда добивался разрешения оперировать в местных больницах и служить в церквях, если таковые сохранились в районе ссылки. Слава о ссыльном хирурге очень быстро распространялась. Этому способствовала его открытость и любовь к людям. Он никогда не отказывал в помощи и не принимал вознаграждений за свою работу.
С начала 20-х годов епископ-хирург Лука стал разрабатывать новое направление в медицине – гнойную хирургию. Систематизировав свой большой опыт, он в 1934 г. опубликовал монографию «Очерки гнойной хирургии», высоко оцененную коллегами. Интересно, что эта книга в ее позднейших изданиях до сих пор используется как учебник в медицинских вузах нашей страны.
Грянула война, и епископ Лука послал из ссылки телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку… Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку…». Епископ Лука, оставаясь ссыльным, был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным врачом одного из них.
Началась самоотверженная работа, которая спасла тысячи советских воинов от смерти и инвалидности. Епископ Лука делал по 4-5 операций в день, консультировал в семи госпиталях, усиленно работал над вторым изданием «Очерков гнойной хирургии» (издана в 1943г.), написал новую книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» (издана в 1944 г.). За эти две книги в 1946 г. епископ Лука был удостоен Сталинской премии I степени.
В 1942 г. к обязанностям хирурга добавились заботы пастыря – епископ Лука был назначен епископом Красноярским. В это время во всей восточной Сибири не было действующих церквей. На епископа Луку легла тяжелейшая работа, связанная с открытием церквей и подбором их настоятелей. Когда в 1943 г. открылась церковь в Красноярске, он стал служить и проповедовать в ней.
В 1946 г. епископ Лука был назначен епископом Симферопольским и переехал в Крым. По состоянию здоровья – он практически ослеп – епископ Лука уже не мог оперировать, но он консультировал в госпитале и вел бесплатный прием больных у себя дома. Тяжело больной епископ Лука не прекращал также работы, которая выражалась в его блестящих проповедях. Советом Московской духовной академии эти проповеди были признаны «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания».
Епископ Лука скончался 11 июня 1961 г. Его похороны вылились в демонстрацию уважения и любви со стороны жителей Симферополя. Епископ Лука прожил удивительную жизнь, посвятив ее Богу и людям. Для него не существовал «медицинский случай», в каждом больном он видел страдающего человека и самоотверженно шел ему навстречу. Физическое выздоровление своих пациентов он не считал своей заслугой, а всегда связывал с Божией помощью. Он учил больных у Бога просить помощи в своих молитвах.
Жизнь епископа Луки опровергает утверждение о том, что высокая наука и вера в Бога несовместимы.
Принимая во внимание праведную жизнь епископа Луки, его богословские труды, мученические подвиги, связанные с защитой Православной веры, народное его почитание как святого, чудеса исцелений, во множестве происходившие при жизни и на его могиле, Синод Русской Православной церкви причислил его к лику святых. День его памяти 11 июня.