Освящен Большой зал Московской консерватории
Большой зал консерватории, один из самых известных концертных залов мира, открыл свои двери любителям музыки в 1901 году. Он был построен по проекту архитектора Василия Загорского на месте усадьбы княгини Екатерины Дашковой. От прежнего дома XVIII века сохранился фасад и полуротонда, которая стала символом Московской консерватории наряду с памятником Чайковскому.
Большой зал, который вмещает в себя более 1700 зрителей и где находится один из лучших органов мира парижской фирмы «Кавайе-Коль», нуждался в реконструкции уже давно. Более чем через сто лет после своего открытия он был впервые закрыт на капитальный ремонт. В 2010 году начались восстановительные работы по усилению фундаментов здания, замене инженерных коммуникаций, реставрации фасадов, кровли, исторических интерьеров, предметов мебели, декоративно-прикладного искусства, картин… И вот, по христианской традиции, обновленную консерваторию было решено освятить. Так и получилось - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после принятия общего решения Попечительского совета, который собирался 6 июня.
Молитва о благополучии дома музыки была произнесена перед витражом с образом святой римской мученицы Цецилии, покровительницы музыкантов, в фойе партера – витраж этот был также восстановлен в ходе реконструкции. Он был уничтожен во время бомбежки Москвы в 1941 году.
Сегодня витраж воссоздан и идентичен прежнему – тому самому, что был подарен консерватории Северным стекольным обществом Санкт-Петербурга, некогда известного по всей России. Как пояснила реставратор Анастасия Володина, абсолютное восстановление витража стало возможным благодаря сохранившимся обмерным чертежам и образцам прежних витражных стекол, а также фотографиям разноцветного полотна.
После освящения митрополит Иларион обратился ко всем присутствующим со словами поздравления. В честности, владыка отметил символичность присутствия образа святой Цецилии в фойе Большого зала:
- Концертный зал, где исполняется классическая музыка, как например произведения Баха, посвященные Богу, - это не просто место для концертов, но своего рода храм, где совершается священнодействие, когда человеческие голоса и голоса музыкальных инструментов воспевают хвалу Богу.
Классическая музыка, по мнению митрополита Илариона, возвышает и очищает душу, изменяет ее к лучшему. Музыку высших сфер играет на некоем музыкальном инструменте и римская мученица, изображенная в окружении ангелов.
В дар консерватории митрополитом Волоколамским была передана икона святой Кикилии Римской с частицей ее мощей. С благоговением и благодарностью ее принял ректор консерватории Александр Соколов.
В Большом зале консерватории после освящения был устроен небольшой концерт – хор под управлением Бориса Тевлина исполнил произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова.
Борис Григорьевич Тевлин, профессор консерватории, посвятивший всю свою жизнь музыке и помнивший гонения на все, что было связано с религией, не мог когда-то себе представить, что Большой зал будет освящен, а витраж со святой Цецилией восстановлен. Стоя на сцене, он не переставал восхищаться неизменно великолепными акустическими свойствами во многом обновленного помещения…
Об уникальной акустике Большого зала Московской консерватории говорил и митрополит Иларион:
- В Большом зале удивительная, живая акустика. Это очень большой зал, но даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь прекрасно слышен - он наполняет собой все пространство. С другой стороны, самый крупный симфонический оркестр при самом громком звучании никогда не оглушает слушателя.
В московской консерватории не раз исполнялись музыкальные произведения владыки Илариона. Как сам он рассказал журналистам, в стенах Большого зала звучали «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею» и другие его сочинения. Будем надеяться, что вскоре ценители музыки смогут услышать новое произведение митрополита Илариона в лучшем концертном зале России.