Подмосковная Палестина

Новоиерусалимский монастырь основан в 1658 году. Тогда Патриарх Никон задумал  воссоздать под Москвой образ Святой Земли с точным подобием храма Гроба Господня. Архитектурные постройки должны были символизировать места, в которых происходили упоминаемые в Евангелиях события, ландшафт – воспроизводить палестинские горы Сион, Фавор и Элеон и Гефсиманский сад.

Думаю, если бы этот уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс был создан сегодня, он бы произвел большое впечатление. Что же говорить о XVII веке, когда люди не обладали доступной современным строителям и дизайнерам техникой?

Чтобы точно воспроизвести места, связанные с жизнью Спасителя, патриарх Никон отправил ученого иеромонаха из Троице-Сергиевой Лавры в Иерусалим и велел привезти оттуда необходимые для строительства чертежи и планы. Чертежи эти делались не на компьютерах, а вручную, при свете солнца или свечи. Строительные работы шли медленно, и сам Патриарх принимал в них участие, помогая простым рабочим таскать мешки. Но Никону не удалось довести строительство до конца. Он  был сослан в Ферапонтов монастырь как простой монах. Царь Федор Алексеевич в 1679 году велел продолжить строительство и вернуть Патриарха из ссылки, но Никон скончался на обратном пути (его гробница находится в Воскресенском соборе). Сооружение монастыря закончилось только при Елизавете Петровне. В 1941 г. солдаты гитлеровской Германии взорвали обитель. Сейчас монастырь восстанавливается.

Возникает вопрос: зачем нужно было тратить столько усилий на постройку Нового Иерусалима? Конечно, не для того, чтобы поразить людей. Святая Земля была и остается особым местом для христиан. Чтобы добраться туда, паломники шли пешком не один месяц. Кто-то дойти не мог, а так хотелось прикоснуться к этой великой святыне!

Уже с XV века у паломников, путешествующих во Святую Землю, начали возникать трудности из-за притеснений сарацин (мусульман). Кроме того, ко времени правления Алексея Михайловича на Руси утвердилась идея о том, что она - единственное православное царство, которое хранит предание восточного Православия (Константинополь в 1453 году. взяли турки), а потому имеет право иметь подобие Святой Земли у себя. Есть мнение, что один новгородский купец еще в XIII веке. вывез из Палестины плиту с Гроба Господня, и что часовня Гроба Господня в Новом Иерусалиме была построена специально для этой святыни.

От станции «Новоиерусалимская» до монастыря минут 15-20, Перед ним надо перейти Истру. На мосту встретились двое рабочих. Один из них сказал «Салям Алейкум», будто мы и правда стояли на Святой Земле, а рабочие были мусульманами, которые шли из мечети, возвышающейся над Иерусалимом.

Центр обители - Воскресенский собор, который приблизительно повторяет тот, что находится в Иерусалиме. Сначала в храме хотели сделать 365 приделов (по числу дней в году), в итоге ограничились 32-мя, которые устраивали в основном российские государи и государыни.  Здесь находился единственный в мире 12-ярусный иконостас, украшенный золотом и драгоценными камнями.

Над часовней Гроба Господня - огромный шатер. Снаружи белые стены монастыря украшают разноцветные изразцы, которые делают его по-восточному нарядным. В монастыре, можно представить, как и где происходили евангельские события.

К югу от часовни Гроба Господня располагается подобие Голгофы. Церковь Рождества Христова символизирует Вифлеем. Перед Воскресенским собором - полуподземный храм Святых Константина и Елены, из которого ведет лесенка в храм, который освящен в честь обретения царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня.

Надвратная церковь освящена в честь Входа Господня в Иерусалим и, соответственно, символизирует ворота, через которые Спаситель въехал во Святой Город.

Ворота на противоположной стороне монастырской стены ведут в обширный парк - Гефсиманский сад. Истра здесь - Иордан, речушка - Кедронский поток, источник - Силоамская купель. На берегу Иордана-Истры стоит деревянный Крест, рядом люди спускаются по лесенке в реку и купаются.

Нельзя говорить о полном подобии Святой Земли, но ведь главная идея монастыря - не столько безукоризненно точно повторить внешний вид палестинских святынь, сколько перенести в Россию образы святых мест, дать почувствовать их атмосферу. Икона не является портретом. Задача иконописца состоит не в том, чтобы точно воспроизвести черты лица святого, а в том, чтобы передать образ человека. Так и этот монастырь. Недаром его называют «иконой Иерусалима».

Новоиерусалимский монастырь был и своего рода «учебным пособием» для тех, кто не умел читать.  «Простые мужики, церковные сторожа, одетые в зеленые кафтаны, провожают по монастырю богомольцев, давая им свои немудреные объяснения о всех священных предметах, находящихся там или изображенных на стенах святых храмов, тем не менее такие объяснения заменяют для богомольцев целый курс по Священной истории Нового и, если хотите, Ветхого Завета, и этот курс даже не особенно религиозный слушатель будет помнить всю жизнь», - вспоминал  митрополит Антоний (Храповицкий).

После поездки в монастырь остается совершенно удивительное чувство созерцания необыкновенной святыни, которая близко, но до нее нельзя дотронуться; создана для людей и существует без них;  всем открыта и никому не доступна и настолько велика, что ты способен только безмолвно стоять  перед ней с чувством, что никогда не сможешь на нее насмотреться.

 
 
 
 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале