Сегодня в киноклубе МГУ им. Ломоносова состоится показ фильма "Странные сады" Жана Беккера
Показ фильма состоится в главном здании МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах в гостиной "Б-8" (8 этажа корпуса Б). Начало в 22.00.
Выпуск: Франция, 2002 год
Продолжительность: 95 мин.
Жанр: трагикомедия, драма
Режиссёр-постановщик: ЖАН БЕККЕР (Jean Becker)
Авторы сценария: ЖАН КОСМОС, ГИЙОМ ЛОРАН, ЖАН БЕККЕР
Продюсер: ЛУИ БЕККЕР
Оператор-постановщик: ЖАН-МАРИ ДРЕЖУ
Художники-постановщики: ТЕРЕСС РИНО, БРЮНО МАРЖЕРИ
В
ролях: ЖАК ВИЛЬРЕ, АНДРЕ ДЮССОЛЬЕ, ТЬЕРРИ ЛЕРМИТТ, БЕНУА МАЖИМЕЛЬ,
СЮЗАННА ФЛОН, БЕЛЛЬ КАНДЕЛЬЕ, БЕРНИ КОЛЛИНЗ, ДАМИЕН ЖУЙРО, НИНА-ПАЛОМА
ПОЛЛИ и др.
Интервью с режиссёром фильма Жаном Беккером:
Что побудило вас снять фильм по повести Мишеля Кента?
Во
время Второй мировой войны Сопротивление состояло из разных людей.
Среди них были настоящие воины, отчаянные храбрецы, готовые отдать
жизнь за освобождение Родины от захватчиков. Но были и такие, у кого
храбрость просыпалась лишь в последние дни войны: чувствуя неминуемый
крах немцев, они, хоть и слегка запоздало, вступали в игру. Но лучше
поздно, чем никогда... Книга Мишеля Кента рассказывает именно об этом
легкомысленном подъёме патриотизма в конце войны - на примере дурацкого
поступка двух друзей, не желающих, чтобы кто-либо после освобождения
упрекнул их в бездействии.
Изменили ли вы с вашим соавтором что-либо в сюжете повести?
В
повести всего 60 страниц, и мы должны были сделать из неё
полнометражный фильм: расширять сцены, развивать ситуации. Иногда, само
собой, приходилось что-то менять, но основной ход событий остался
нетронут. Мишель Кент первым прочитал черновой вариант сценария и
одобрил его.
Флэшбек — довольно рискованный приём, но вы пользуетесь им безупречно, без ущерба для темпа фильма.
Я
часто использую этот приём, чтобы избежать «описания». По-моему, лучше
показать сцену, чем выслушивать героя: «Однажды, давным-давно... и
т.д.». Вызов также состоял в том, чтобы рассказать публике историю,
конец которой ей уже известен. Как в «Титанике»: вы смотрите на
влюблённую пару и удивляетесь: неужели их любовь продлится долго?
Неужели у них будут дети? Ведь мы же знаем, что корабль утонет! Когда
заложники попадают в яму, с ними может случиться всё что угодно, и всё
же...
Фильм начинается довольно бодро и весело, но потом
интонация меняется, хотя даже в самых напряжённых моментах сохраняется
комедийная нотка
Чувство юмора часто выручает нас в самых
трагических и мрачных ситуациях — это как неконтролируемый приступ
смеха на похоронах. Как сказал Себастьян Жапризо, «смех -последний
вызов несчастью». Громкий успех фильма «Жизнь прекрасна» связан в
основном именно с тем, что персонаж Бенини своим чувством юмора
пытается отвлечь своего сына от их страшной участи. В «Странных садах»
чувство юмора пробуждается у четырёх людей, ждущих казни в глубокой и
грязной яме. Если бы они начали твердить себе: «Нам пришёл конец», то,
возможно, они бы умерли до назначенного срока.
Юный Люсьен
стыдится своего отца до тех пор, пока не узнаёт его с другой стороны.
Фильм говорит и о том, что мало кто достаточно хорошо знает своих
родителей.
Отношения отцов и детей - вечная тема. Я хотел
обратиться к тем, кому сейчас от 15 до 25 лет. Рассказать им о том, что
пережили их деды. Мне повезло: я испытывал глубокое восхищение к своему
отцу. Но мы с ним почти не разговаривали, хотя не обязательно отец
должен сделать первый шаг. Мне следовало бы поднапрячься - теперь я
жалею об этом. Тот мальчик, который стыдился дурачеств отца, мог бы
спросить у него: «Зачем нужна эта клоунада?». В подростковый период,
когда приходит время рвать пуповину, люди часто бунтуют понапрасну —
просто от недостатка понимания. А когда понимаешь это, уже становится
поздно. Слава Богу» в наше время люди всё чаще заводят детей к 30-и
годам, что только па пользу в отношениях. Родители ближе друг другу, и
общение устанавливается гораздо проще.
Над этим фильмом вы работали вместе с сыном.
Да - он был продюсером картины. Как и в жизни, в работе с ним — одно удовольствие. Мы прекрасно понимаем друг друга, но я не клоун — просто массовик-затейник, как многие в моей профессии.
Трусость и героизм - одна из главных тем вашего фильма.
Мало
таких людей, которые остаются до конца честными перед собой в
критических ситуациях. Иногда непросто высказывать свою точку зрения,
не теряя достоинства: в некоторых ситуациях это может стоить жизни.
Оказывается, что под немецкой униформой скрывается добрый человек.
Да, и он сохраняет чувство собственного достоинства до самого конца.
Вы показываете немецких солдат в новом ракурсе.
Не
все они были ублюдками. Среди них были и те, кому до смерти надоела
война, которые знали, что их карта бита. Парни, которые были сыты по
горло этими ужасами. Поэтому я не хотел изображать войну в чёрно-белых
тонах.
В фильме вы также затрагиваете вечный вопрос жизни и смерти.
Пословица
гласит: «Где есть жизнь - есть надежда». Таковы люди. Готовясь к
смерти, четверо заложников начинают разговор на экзистенциальные темы,
но опять же с юмором: Что такое смерть? Стоит ли верить в переселение
душ? Вернуться в этот мир хоть жабой, хоть летучей мышью... неважно,
главное - снова жить. Перед лицом смерти человек способен на такие
поступки, на какие никогда бы в жизни не отважился. Это момент важных
решений: «Если я выберусь живым, то сделаю то, или это...»
Снимая сцены в яме, вы так или иначе должны были не раз вспомнить «Дыру» -фильм вашего отца.
Жан
Космос написал забавную строчку - своего рода посвящение моему отцу. В
какой-то момент Тьерри Лермитт говорит: «Можно сбежать из тюрьмы,
сделав подкоп, но как сбежишь из ямы?». Это такой небольшой намёк.
Фильм отражает вашу привязанность к сельской Франции.
Я сильно привязан к маленьким городкам, к деревенским людям, к их взгляду на природу, на землю, на главные человеческие ценности. Мне нравятся незатейливые, на первый взгляд, беседы между соседями. Город полон агрессии, и этим он меня утомляет.
Вы окружили себя любимыми актёрами.
Да,
Жак Вильре и Андре Дюссолье - мои большие друзья! Тьерри Лермитт - друг
моего сына, ставший и моим другом. Бенуа Мажимель - молодой актёр, как
говорят, с блестящим будущим; но прежде всего - добрый товарищ с
открытой душой. Я вовсе не желаю петь им дифирамбы, однако хочу
выразить свою радость от работы с ними. Им было нелегко на дне колодца,
но сколько в них было энтузиазма! Хочу ещё упомянуть чудесную Сюзанну
Флон, мою актрису-талисман, которую я снял в четырёх фильмах;
обаятельную, жизнерадостную и органичную Изабель Канделье; и Виктора
Гарривье, который всегда был правдив и точен. Это один из главных
уроков, полученных мною от отца: подобрать актёров как можно точнее и
внимательнее, и к каждому персонажу найти поэтический подход.
Ещё один знаменитый член вашей группы — Збигнев Прейснер — написал музыку к вашему фильму «Элиза».
Я
был впечатлён его работой для фильмов Кесьлевского: скрипки накатывают
волнами в драматические моменты, сопровождая изображение и обволакивая
вас со всех сторон.
Фильм заканчивается песней Шарля Трене.
Я искал песню, которая могла бы вернуть надежду четверым узникам. Вначале они едва отваживаются мурлыкать её без слов, а затем жизнь постепенно возвращается вместе с голосом. Фильм заканчивается на этой оптимистической ноте. Надежда умирает последней. Радость вокруг
По материалам сайта Киноклуба МГУ