Жены-мироносицы: быть верным до конца
То же можно сказать об Иосифе Аримафейском и Никодиме. Когда умер Тот, кого они считали своим Учителем, эти мужчины изыскали возможность похоронить Его тело по всем правилам. Но что удивительного найдем в их действиях, если вспомним, что учителя - раввины в принципе пользовались большим уважением своих учеников и, таким образом, этот поступок был вполне естественным выражением почтения к умершему Наставнику?
В этой ситуации есть некое противоречие. Логично было бы ожидать этих действий от ближайших учеников Христа - мужчин из числа 12-ти апостолов. По идее, руководить ими должен бы был Петр, ученик, названый камнем, на котором Христос обещал воздвигнуть здание Церкви. В иудейской традиции его было бы принято назвать «талмид хахам», старший ученик, которому раввин доверял продолжать свое дело. Такой ученик смотрел на наставника как на образец и ревностно следовал его наставлениям. Маловероятно, чтобы Петр, да и другие одиннадцать учеников, не знали этого. Конечно, они должны были хорошо представлять себе ту ответственность, которая лежит на них, как на ближайших учениках Христа.
Но что получилось? Иуда предал Христа в руки членов Синедриона, Петр трижды отрекся от названия ученика Иисуса, другие апостолы оставили Учителя. Один только Иоанн стоял у Креста вместе с Божией Матерью и узнавал последнюю волю умирающего Спасителя.
Вышла совершенно скверная ситуация: те, кто должен был являть пример верности, любви и самоотверженности, отреклись от Христа, боясь за собственную жизнь. Конечно, Бог милосерден. После Воскресения он не лишил одиннадцать учеников (Иуда покончил с собой) звания апостолов и не сказал ни слова упрека Петру (а лишь трижды спросил, любит ли он Его по-прежнему). Но тогда, в момент своих Страстей, Он оказался оставлен ближайшими учениками.
И вдруг в Его жизни (а для нас, сегодняшних читателей, в повествованиях Евангелистов) появляются люди, которые все остальное время как бы находились в тени. Это несколько учениц-женщин, о которых в немногих словах упоминают Евангелисты (Марфа, Мария, Саломия, Мария Клеопова, Иоанна, Мария Магдалина и др.) и двое знатных мужчин - Иосиф из Аримафеи и Никодим.
Оба они скрывали то, что были учениками Христа. Этот факт объясним: будучи членами Синедриона, они боялись лишиться доверия своих коллег и сограждан. Никодим, например, приходил ко Христу ночью, чтобы никто из посторонних не знал об этом посещении. И это было в то время, когда часть иудейского народа следовала за Христом.
После Входа Господня в Иерусалим, когда многие отвернулись от Христа, поскольку он не исполнил того, чего так страстно желали многие иудеи (организовать восстание, прогнать римлян и восстановить независимость), Иосиф и Никодим, ведут себя совершенно иначе.
Робкий Никодим отважился защищать Христа в Синедрионе, а Иосиф из Аримафеи (который не принимал участия в этом совете) отправился к Пилату, чтобы просить тело Иисуса. Оба мужчины в тот момент, когда большинство людей сомневалось в том, что Иисус из Назарета и есть Мессия, проявили мужество и верность Учителю. Они не побоялись показать свою преданность Христу и, единственные из всех, позаботились о достойном погребении Его тела (вспомним, что в древности правильному погребению уделялось особенно важное значение).
Женщины также не оставили Христа. У них не было права голоса в Синедрионе, не было оружия, чтобы защитить Учителя. Все, что они могли сделать - это показать Ему, что в час своих Страстей он не один, что есть те, что всеми силами своего сердца поддерживает Его и остается верен Ему, несмотря ни на что. Женщины стояли поодаль от Креста и, как бы ни было тяжело видеть страдания Распятого Сына Человеческого, до самого последнего мгновения не уходили.
Потом наступила суббота. Не решившись нарушить заповедь Субботнего покоя (но, вероятно, зная, кто и где похоронил Христа), они решили исполнить свой долг по отношению к Учителю и в первый день недели помазать Его тело благовониями. Гробница была запечатана, у входа стояла стража, но женщины не побоялись того, что их, как последовательниц Христа, могут арестовать или убить. Они просто решили выполнить свой долг, потому что так велели им их любящие сердца.
И эти женщины, принесшие миро, были вознаграждены тем, что первыми узнали о великом событии - Воскресении Христовом. А одна них - Мария Магдалина - первой увидела воскресшего Господа и возвестила об этом апостолам.
В сущности, мироносицы, Иосиф и Никодим не сделали ничего из ряда вон выходящего. Они просто выполнили свой долг, до конца остались верными Христу и не отступили от него перед лицом опасности. Они оказались рядом с Ним в самый трудный момент и не оставили Его, потому что так советовало им сердце.