Владислав Иноземцев в поисках электората и идеологии

При соответствующих вложениях и поддержке властей либералы смогут преодолеть барьер и войти в Государственную Думу. Однако, я готов гарантировать, что либералы не смогут набрать более 8%. Наш народ еще слишком дик и мракобесен, чтобы со всей душой отречься от собственной истории и раскрыть объятья гей-парадам...

Недавно в журнале «Огонек» был опубликован программный текст ведущего российского экономиста, по совместительству активиста нововосозданной партии «Правое дело» «Власть — от Бога, Бог — от власти». Текст чрезвычайно важен с точки зрения формирования идеологии новой партии, претендующей на место в парламенте и расчитывающей на поддержку значительной части отечественного электората.

Почему «праводельцы» избрали такой подход к религии и считают, что на критике Православия можно сделать политический капитал? Какое это имеет отношение к названию партии, ведь традиционно правые в Европе (христианские демократы в Германии, например) так или иначе выступали в защиту религии? Наконец, действительно ли под знаменем антиклерикализма в России можно въехать в Государственную Думу?

Для начала хотелось бы пару слов сказать о современных политических течениях. Традиционное для политологии с конца XVIII в. деление на правых и левых устарело с окончанием эпохи, начало которой было  положено Великой французской революцией, а конец – распадом СССР и окончанием холодной войны. Сейчас многие понятия смешались, и что, что раньше считалось левым, например, антиклерикализм, вполне может оказаться и правым. Однако, такое смешение отнюдь не означает «конца политологии» в целом. Просто, классификация устарела. Новая эпоха диктует новые законы, новые понятия, оперировать с которыми приходится при помощи старой терминологии. В Европе появился феномен «новых правых» или неолибералов – секуляристов, сторонников неограниченного рынка, ненавистников всего незападного, верных союзников США и Израиля как оплота борьбы с ордами Гогов и Магогов дикого Востока. Они нашли подход к сердцу европейского обывателя за счет нового консерватизма. Под этим понятием кроется не сохранение религии, семьи и монархии, как в XIX-ХХ вв., а европейских ценностей современности, базирующихся на принципе тотальной свободы личности.

В Германии, Франции, Нидерландах и многих других странах ЕС такая линия уверенно побеждает в немалой степени из-за проблем с инокультурной миграцией и противопоставления «цивилизованного Запада» «дикому Востоку». С точки зрения новых европейских правых, именно они мешают человеку выполнять главную онтологическую задачу бытия - жить в собственное удовольствие. «Правое дело» же находит этот самый «дикий Восток» в лице Церкви у себя дома. Угроза коммунизма давно перестала быть актуальной, ему на смену приходит призрак воинствующего клерикализма. Почитайте внимательно статью Иноземцева – это же формирование нового мифологического образа врага! Для российских либералов иного и быть не может, так как сейчас только Церковь связывает общество с собственной историей, которая, почему-то в большинстве периодов представляла Россию не как часть Западной цивилизации, а как ее альтернативу. Именно поэтому слова Иноземцева так перекликаются со знаменитым заявлением Владимира Познера о принятии Православия как роковой исторической ошибке.

В современной России такая идеология пользуется определенной популярностью. Думаю, при соответствующих вложениях и поддержке властей партия Прохорова сможет преодолеть барьер и войти в Государственную Думу. Однако, я готов гарантировать, что либералы не смогут набрать более 8%. Наш народ еще слишком дик и мракобесен, чтобы со всей душой отречься от собственной истории и раскрыть объятья гей-парадам. Да, в нашей стране зашкаливает уровень абортов, самоубийств, алкоголизма и наркомании. И Церкви стоило бы более активно бороться с этими болезнями общества, тем более, опыт есть: не проводил ли кто статистических исследований о распространении вышеперечисленных пороков в среде воцерковленных семей? Может быть, дело в том, что ни одна партия, ни один серьезный политический лидер не говорит в нашей стране от имени традиционного исторического пути развития России? Если появляется антиклерикальная партия, может быть, стоит создать политическую силу, которая обращалась бы за поддержкой к многодетным православным семьям?

От редакции: также на статью Владислава Иноземцева откликнулся член Патриаршего Совета по культуре профессор МГИМО Юрий Вяземский

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале