Почему черногорские монахи не освятили городскую дискотеку

В Черногории 70 монастырей, при этом в каждом из них может жить всего двое-трое, а то и один монах. Монастырь Успения Богородицы под Майно считается большим: в нем живут восемь человек. На горе неподалеку от приморского города Будвы восстанавливается эта древняя резиденция черногорских митрополитов.
 Ворота монастыря Под Майно

Монастырь называется по имени горы, которая по форме напоминает седельную луку – по-сербски «майно». Во время экскурсии по обители монах Серафим (Раканович) показывает такое седло – огромную деревянную конструкцию. Насчет горы приходится поверить на слово – за деревьями и постройками попробуй оцени ее вид.

 Не хотелось бы быть лошадью под таким седлом...

В монастыре Успения Богородицы под Майно живут восемь монахов – и это еще большой по черногорским меркам монастырь. «Здесь немного поскромнее, чем в России», - говорит отец Серафим (Раканович).  При этом в обители есть гостиница на 60 паломников, свое издательство, монахи занимаются рукоделием (например, гончарным делом) и разводят пчел.

 

На старых фото от монастыря к морю идет мостик, а мирских домов в округе не видно. Сейчас город подступает к обители, хотя возле самых стен строительство все же запрещено. Когда-то здесь была резиденция черногорских митрополитов: становилось холодно в горном Цетине – приезжали сюда.

 Рыжие черепичные крыши Будвы подбираются все ближе к монастырю

Сейчас, рассказывает монах Серафим, рядом с монастырем расположилась самая популярная дискотека в Будве. С десяти вечера до пяти утра – живая музыка. В четыре утра в обители начинается богослужение: «мы в кельях читаем – себя не слышим. Такие вериги небольшие для нас». Местные считают, что Будва называется так от слов «будем двое», потому что когда-то влюбленная пара, которой родители не разрешали пожениться, бросилась с этими словами со скалы в море. «Будва духовно называется "блудва"», - предлагает свою этимологию отец Серафим. Но радуется, что люди приходят в монастырь – даже если идут ставить свечи, не надев ничего, кроме купальника, или если приходят пьяными попросить об исповеди. Несколько лет назад было еще жестче: начинали утром звонить – а по колоколам из города стреляли. А однажды в обитель пришел хозяин дискотеки – попросил освятить его кафе: мол, туда стали приползать ядовитые змеи. Монахи, однако, кафе освящать отказались.

 В монастырском дворике

В 1995 году монастырь после запустения советского периода стал восстанавливать Савва Комнатович – ему было за 80 лет, у него не было денег, монахи голодали, делили одну картофелину на всех, чтобы прожить день. А при советской власти здесь хотели сделать театр – но проект не был воплощен в жизнь.

На этой фреске в образе неправедного правителя многие видят изображение Тито
 На этой фреске в образе неправедного правителя многие видят
изображение Тито

В монастыре восстановлен храм Успения Богородицы. На фреске Страшного суда – изображения неправедного правителя. Насельники утверждают, что символическое: на этом месте может оказаться всякий неблаговерный властитель. Многие посетители видят на фреске Тито.

 Неподалеку от неправедных правителей на той же стене храма нашлось место морским жителям

Началось восстановление монастыря с маленького храма Введения Божией Матери во Храм. Его называют часовней, но здесь служат литургию – зимой ежедневно. Это домовый храм черногорского владыки Петра Петровича Негуша.

 Фрески в храме Введения во Храм поновлять не стали
 

Монах Серафим (Раканович) 13 лет прожил в России – учился в Строгановке, потом получал духовное образование. Выбрал черногорский монастырь как раз за его давние связи с Россией: обители помогали Романовы, рядом в Будве есть даже русскоязычные школы, потому что русские покупают здесь дома. «Мало настоящих русских и мало настоящих черногорцев – поэтому и тяжело, - говорит монах. – Наши бабушки никогда не были в России, но говорили о ней с вдохновением».

Монах Серафим (Раканович)
 Монах Серафим (Раканович) у входа в храм Успения Божией Матери
 

Отец Серафим запомнился по-особому: «что вы все спрашиваете о политических распрях, когда самое важное – духовная брань?.. Как я отношусь к черногорскому расколу? Я – послушник: как духовник скажет, так и отношусь… Да, интернетом у нас в монастыре пользуются, только не я – у меня другое послушание… Мне было все равно, куда идти – лишь бы Божечке служил. Я всю жизнь всюду беженец – и какой мне покой нужен? Только чтобы остановиться». Остановка оказалась рядом с дискотекой – разве это мешает покою?

 
 На монастырском дворе
 
 
 
 Таких "подсвечников" в Черногорских монастырях немало
 
 
Митрополит Черногоский и Приморский Амфилохий в монастыре Под Майно
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале