Почему черногорские монахи не освятили городскую дискотеку
Ворота монастыря Под Майно |
Монастырь называется по имени горы, которая по форме напоминает седельную луку – по-сербски «майно». Во время экскурсии по обители монах Серафим (Раканович) показывает такое седло – огромную деревянную конструкцию. Насчет горы приходится поверить на слово – за деревьями и постройками попробуй оцени ее вид.
Не хотелось бы быть лошадью под таким седлом... |
В монастыре Успения Богородицы под Майно живут восемь монахов – и это еще большой по черногорским меркам монастырь. «Здесь немного поскромнее, чем в России», - говорит отец Серафим (Раканович). При этом в обители есть гостиница на 60 паломников, свое издательство, монахи занимаются рукоделием (например, гончарным делом) и разводят пчел.
На старых фото от монастыря к морю идет мостик, а мирских домов в округе не видно. Сейчас город подступает к обители, хотя возле самых стен строительство все же запрещено. Когда-то здесь была резиденция черногорских митрополитов: становилось холодно в горном Цетине – приезжали сюда.
Рыжие черепичные крыши Будвы подбираются все ближе к монастырю |
Сейчас, рассказывает монах Серафим, рядом с монастырем расположилась самая популярная дискотека в Будве. С десяти вечера до пяти утра – живая музыка. В четыре утра в обители начинается богослужение: «мы в кельях читаем – себя не слышим. Такие вериги небольшие для нас». Местные считают, что Будва называется так от слов «будем двое», потому что когда-то влюбленная пара, которой родители не разрешали пожениться, бросилась с этими словами со скалы в море. «Будва духовно называется "блудва"», - предлагает свою этимологию отец Серафим. Но радуется, что люди приходят в монастырь – даже если идут ставить свечи, не надев ничего, кроме купальника, или если приходят пьяными попросить об исповеди. Несколько лет назад было еще жестче: начинали утром звонить – а по колоколам из города стреляли. А однажды в обитель пришел хозяин дискотеки – попросил освятить его кафе: мол, туда стали приползать ядовитые змеи. Монахи, однако, кафе освящать отказались.
В монастырском дворике |
В 1995 году монастырь после запустения советского периода стал восстанавливать Савва Комнатович – ему было за 80 лет, у него не было денег, монахи голодали, делили одну картофелину на всех, чтобы прожить день. А при советской власти здесь хотели сделать театр – но проект не был воплощен в жизнь.
На этой фреске в образе неправедного правителя многие видят изображение Тито |
В монастыре восстановлен храм Успения Богородицы. На фреске Страшного суда – изображения неправедного правителя. Насельники утверждают, что символическое: на этом месте может оказаться всякий неблаговерный властитель. Многие посетители видят на фреске Тито.
Неподалеку от неправедных правителей на той же стене храма нашлось место морским жителям |
Началось восстановление монастыря с маленького храма Введения Божией Матери во Храм. Его называют часовней, но здесь служат литургию – зимой ежедневно. Это домовый храм черногорского владыки Петра Петровича Негуша.
Фрески в храме Введения во Храм поновлять не стали |
Монах Серафим (Раканович) 13 лет прожил в России – учился в Строгановке, потом получал духовное образование. Выбрал черногорский монастырь как раз за его давние связи с Россией: обители помогали Романовы, рядом в Будве есть даже русскоязычные школы, потому что русские покупают здесь дома. «Мало настоящих русских и мало настоящих черногорцев – поэтому и тяжело, - говорит монах. – Наши бабушки никогда не были в России, но говорили о ней с вдохновением».
Монах Серафим (Раканович) у входа в храм Успения Божией Матери |
Отец Серафим запомнился по-особому: «что вы все спрашиваете о политических распрях, когда самое важное – духовная брань?.. Как я отношусь к черногорскому расколу? Я – послушник: как духовник скажет, так и отношусь… Да, интернетом у нас в монастыре пользуются, только не я – у меня другое послушание… Мне было все равно, куда идти – лишь бы Божечке служил. Я всю жизнь всюду беженец – и какой мне покой нужен? Только чтобы остановиться». Остановка оказалась рядом с дискотекой – разве это мешает покою?
Таких "подсвечников" в Черногорских монастырях немало |