Протоиерей Андрей Овчинников: «Люди – это та жатва, о которой говорил Христос»
- Отец Андрей, немногие знают, что при Храме Христа Спасителя есть воскресная школа. Как давно она существует?
- Седьмой год. После открытия в Храм Христа Спасителя стало приходить все больше и больше людей и начала формироваться приходская община.
У меня как у приходского священника возникло желание общаться с людьми в соборе после богослужений, потому что во время проповеди о многих злободневных вопросах и проблемах сказать было невозможно.
Люди – это та жатва, о которой говорил Христос в Евангелии, и она требует делателей. Долг священника – нести слово Божие всегда, а не только во время праздничной проповеди. Как писал апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим, 4:2). Каждый священник ощущает особый внутренний подъем, когда видит, что люди ждут его слова. И хотелось бы призвать всех священнослужителей не лениться нести слово назидания и просвещения.
Если я вижу, что в храме собралось хотя бы десять человек, например, на водосвятный молебен, панихиду или общую исповедь, то стараюсь обязательно сказать какое-нибудь слово.
Веками наш русский народ воспитывался в любви к церковной проповеди, и мы, священники, должны нести слово назидания и Евангельской проповеди. Народ любит проповедь, готов стоять и час, и больше. Люди никогда не уходят, не ропщут, потому что для нас в этой жизни нет ничего более важного, чем назидаться словом Божиим.
Поэтому я стал собирать людей после богослужения, чтобы вместе с ними обсудить те вопросы, которые всех нас волнуют. Лучшее время для таких бесед – воскресенье, так как наибольшее количество прихожан собирается именно на воскресную литургию. Кроме того, воскресенье предваряет рабочую неделю, так что у священника есть возможность давать советы и наставления, которые прихожанам можно было применять в течение всей недели.
Сначала наши беседы проходили в нижнем Преображенском храме после окончания водосвятного молебна, но это было не очень удобно: мы все стояли, а хотелось посидеть, отдохнуть. Я обратился к руководству нашего храма с просьбой похлопотать о помещении, где мы могли бы собираться, и для занятий нам выделили прекрасный актовый зал.
- Много людей пришло на эти беседы?
- Сначала человек пятьдесят, со временем набралось около сотни. И вот на протяжении уже почти семи лет они приходят на наши воскресные беседы.
Летом у нас перерыв, каникулы, а самый посещаемый период – с сентября и до середины мая.
- Какие темы вы выбираете для бесед?
- Главным образом, наши беседы связаны с наставлениями святых отцов. Начинали мы с замечательной книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения», которая именуется «азбукой духовной жизни». В течение года мы прочитали ее с подробными комментариями и сделали первую пробную запись на аудиодиск.
- Вы записываете диски?
- Да, по просьбе прихожан.
У современного человека ведь большие проблемы со временем: люди много ездят на машинах, стоят в пробках, и получается, что читать книги им почти некогда. Но если в машине есть магнитола, можно вставить диск и послушать поучительную беседу. Некоторые молодые люди в метро вместо музыки слушают разные лекции, проповеди, беседы на духовные темы. Кто-то занимается домашними делами – готовит еду, гладит белье – и тоже включает магнитофон и слушает проповеди. Это очень хорошее дело – всегда назидаться словом Божиим.
В разные годы в нашей воскресной школе мы изучали сочинение старца Никодима Святогорца «Невидимая брань», «Лествицу» святого Иоанна Лествичника, главы Древнего патерика, «Толкование на Евангелие от Марка» священномученика Василия Кинешемского.
- А чем занимались в этом году?
- Коснулись истории Церкви с момента основания и до конца эпохи Вселенских Соборов. Также я провел цикл бесед о том, как православному христианину следует проходить свой жизненный путь в наше непростое время.
- Почему Вы не начали Ваши беседы с разбора Евангелия или Апостольских Посланий? Логично было бы начать с основы…
- Послания я разбирал на других беседах, которые раз в неделю в Преображенской церкви после вечернего богослужения. Расписание бесед есть на доске объявлений.
А в этом году провел еще цикл бесед по творениям святителя Игнатия Брянчанинова, которые мы записали и издали на диске. Буду рад и благодарен Богу, если кому-то эти аудиозаписи помогут в благом делании.
- Содержание бесед – изучение творений святых отцов?
- Да, но при чтении святоотеческих творения я делаю широкие отступления, чтобы установить их связь с современной жизнью, стараюсь обогащать наши занятия примерами из собственного опыта и пастырской практики.
Мы много говорим о проблемах современной семьи и молодежи, о воспитании детей. Но, конечно, главная тема – это борьба с грехом, христианские добродетели, воцерковление, изучение Священного Писания, правильная духовная жизнь, молитва.
Кроме того, наши беседы – не просто лекции. Слушатели задают свои вопросы, обмениваются мнениями, а некоторые наши встречи проходят в формате ответов на вопросы прихожан.
- Вы даете какие-то домашние задания, например, прочитать к очередной беседе определенный отрывок из книги?
- В течение года я не обременял людей домашними заданиями, а просто просил, чтобы они вели небольшие конспекты. Когда мы расставались на летний период, люди получали задания, например, ответить на вопросы по изученной книге или написать сочинение на заданную тему.
Когда изучали «Лествицу», после рассмотрения очередных десяти глав-ступеней я проводил тест-опрос.
- Тех, кто приходит на занятия, вы разделяете на группы в зависимости от уровня подготовки?
- Нет, мы не разделяем людей на группы ни по возрасту, ни по уровню подготовки. Возраст слушателей - от шестнадцати до восьмидесяти лет, что касается рода занятий, у нас есть и бизнесмены, и руководители предприятий, и многодетные мамы, и профессора, и студенты. Сначала я переживал по этому поводу, ведь в некоторых храмах действительно формируют группы. Но у нас не так. Организуют и выпускные акты, когда слушатели, сдав экзамены, получают дипломы об окончании воскресной школы. И мы тоже сделали такой выпускной для слушателей детской воскресной школы, которые проучились у нас 5-6 лет, вручили им грамоты…
Но вообще, когда речь заходит об аттестации, я говорю, что наш выпуск произойдет, когда мы оставим этот мир. Пока человек жив, он должен находиться под благодатным воздействием церковной проповеди.
Я сам стараюсь не пропускать ни одного церковного поучения, какой бы священник ни говорил - молодой или умудрённый опытом, грамотный или совсем простой. Ведь если мы слушаем церковную проповедь с верой, открываем свое сердце навстречу наставлению, Господь обязательно даст нам услышать то, что мы сможем употребить на благо себе и ближним.
- Вы видите результаты ваших занятий, плоды?
- Большое искушение для пастыря – искать видимого плода. Пастырство, как и педагогика, не дает ожидаемого результата сию минуту. Может быть, пройдет десять лет, а может, пятьдесят, и только тогда человек вспомнит слово, которое ему было сказано в храме. Возможно, ты не видишь, но изменение человека уже совершается, ведь плоды церковной проповеди появляются не во внешней жизни человека, которую все видят, а внутри, в сердце. Смирение, покаяние и любовь - главное, чему человек должен научиться, посещая храм и слушая проповедь.
Главное требование, которое Господь предъявляет христианину – сохранение тайны добродетели. На наших занятиях мы касались разных примеров из жизни христианских подвижников, которые всеми силами старались скрыть свои добрые дела.
И я не хочу видеть в этой жизни ничего, чтобы все Господь сберег для вечной жизни. Если мы сподобимся такой милости Божией, то увидим изменения там. А здесь люди потихонечку борются с грехом, совершают свой посильный подвиг. Главное – чтобы это видел Господь.
Но иногда лучики небесной радости и утешения Бог посылает нам в помощь, чтобы мы не впали в уныние и не опустили рук. Иногда люди о чем-то рассказывают. Пастырю это, конечно, очень утешительно, но нужно понимать важную христианскую истину: мы несем труды, вспахиваем землю, поливаем, но всё доброе взращивает Бог.
- На ваши беседы может прийти любой человек в любое из воскресений?
- Да, только сначала надо подойти ко мне и получить благословение.
И необходимо соблюдать два важных условия: посещать воскресную литургию и слушать именно цикл бесед, потому что выстраиваю я их как единый курс.
- Что Вы планируете изучать в наступающем учебном году?
- Думаю поговорить о Евангельских заповедях. Все знают, что цель христианской жизни – достижение любви, из Евангелия известно, что любовь к Богу проявляется в том, что человек живет по Его заповедям. Но когда просишь людей перечислить Евангельские заповеди, слышишь в ответ: «Не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай родителей» и так далее. То есть люди знают ветхозаветные заповеди и не могут сказать, в чем состоят заповеди Евангельские.
А ведь надо понимать, в чем состоит отличие закона Моисея от Евангелия. Моисеев закон исправлял внешнюю жизнь человека и обеспечивал человеку нормальную земную жизнь, Евангелие касается глубин человеческой души и готовит людей к вечной жизни. Поэтому ничего важнее знания духовного закона Христова быть не может.
Фото на аннотации с сайта www.ambon.ru.