Широта Православия: заметки о международной конференции у Полярного круга
Вид на село Варзуга |
На сцене кандалакшского культурного центра «Нива» – огромная икона преподобного Феодорита Кольского, духовного покровителя Феодоритовских чтений. Здесь проходит круглый стол участников конференции - более тридцати докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Архангельска, Мурманска, а также Украины, Италии, Финляндии и Норвегии. В зале кроме самих докладчиков и организаторов - представители прессы и немногочисленные кандалакшане – все-таки день рабочий.
Успенский храм - шедевр северного деревянного зодчества |
В этом году Феодоритовские чтения посвящены понятию Севера в истории человечества. Игумен Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, впервые организовал эту конференцию по благословению архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона в 2006 г. в честь преподобного Феодорита Кольского, просветителя Севера, богослова и историка, «русского философа Федора», подвизавшегося в Кандалакше в XVI веке. О. Митрофан – председатель комиссии Мурманской епархии по канонизации. В начале «нулевых» он подготовил материалы к прославлению Феодорита в лике святых. В фойе «Нивы» продаются его книги: «Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие», «Преподобный Варлаамий Керетский», жития новомучеников Моисея (Кожина) и Феодора (Абросимова) в серии «Кольский патерик».
Патриарх Московский и Гиперборейских пределов
Участники IV Феодоритовских чтений |
Докладов много, времени на обсуждение не остается, программы тоже нет – она формируется прямо по ходу. Профессор МГУ, византолог, Михаил Вадимович Бибиков рассказывает о грамоте XVI века, в которой московскому митрополиту впервые даруется титул Патриарха Московского, всей России и… Гиперборейских пределов. Так греки в древности называли страны на северном краю земли у Океана, где в прекрасных рощах никогда не заходило солнце и счастливый народ гиперборейцев, любимцев бога Аполлона, танцевал и пел, не зная старости и болезней. Северянам такие характеристики по душе.
Юрий Анатольевич Вестель, библеист и богослов из Киева говорит о понятии Севера в Библии и о еврейском выражении «ребра севера», встречающемся в псалмах. Каролина Серк-Хансен из Норвегии – о норвежско-поморских отношениях и о языке-пиджине руссенорске, на котором общались между собой русские и норвежские торговцы. И еще показывает фотографию варзужанина XIX века из норвежских архивов – Алексея Заборщикова. Эта фамилия по понятным причинам до сих пор одна из самых распространенных в селе. О роли православных монахов в колонизации русского севера читает доклад доцент Хельсинкского университета и культуролог Александровского института Элина Кахла. Михаил Григорьевич Талалай, историк, специалист по русско-итальянским отношениям рассказывает об исследователе Арктики Умберто Нобиле и фильме «Красная палатка». Преподаватели Московского колокольного центра делают сообщения по кампанологии – колоколоведению. В последний день конференции они еще проведут мастер-класс колокольного звона. Темы докладов очень разнообразны: о старообрядцах на севере (А. Н. Старицын, сотрудник ИНИОН РАН), о раскопках православных церквей и языческих капищ в Карелии и на Кольском полуострове (М.М. Шахнович, сотрудник карельского краеведческого музея), о перспективах развития туризма в регионе (Д.Кузнецов, краевед), о севере как форпосте российской православной цивилизации (А.И.Тучков, историк, руководитель епархиальных катехизаторских курсов в Мурманске). Материалы чтений планируется опубликовать в сборнике.
Кандалакша |
В Кандалакше проходит первый день встречи. Гостей ждет восхождение на гору Крестовую, дорога по побережью Белого моря мимо сел Умба и Кашкаранцы и радушный прием в Варзуге – «жемчужине Кольского севера».
Пять веков у Белого моря
Белое море |
Эта жемчужина, правда, стала брендом Терского берега недавно. Еще несколько лет назад в Варзуге не было автомобильного сообщения с районным центром, старинным рыбацким селом Умба. Сейчас в местном колхозе «Всходы коммунизма» есть собственный вертолет, но жители хорошо помнят время, когда основным транспортом были олени и река.
Главными сокровищами Варзуги всегда были жемчуг и рыба. Причем «рыбой» варзужане называют только семгу. Остальные виды имеют свои имена: окунь, сиг, щука. Добыча жемчуга давно запрещена, а вот благодаря рыбе варзужский колхоз был в советское время «миллионщиком». Сейчас здесь специализируются не только на добыче и переработке рыбы, но и на туризме – колхоз продает российским и иностранным «клиентам» лицензии на рыбалку по схеме «поймал–изъял»-«поймал-отпустил».
Петр Прокопьевич |
Семужный туризм развивается бурно, и варзужане этим обеспокоены. Житель села Петр Прокопьевич Заборщиков считает, что семга вымирает. Если раньше ловили четыре тысячи рыб за один месяц, то теперь столько поймано за весь сезон. 14 августа, на встрече с губернатором Дмитрием Дмитриенко он поднимал вопросы охраны реки Варзуги и ее водных биоресурсов. Развитие туризма и паломничества, по словам губернатора, является важной экономической отраслью в этом регионе. У Петра Прокопьевича свое мнение: «Церкви все благодаря семге тут построены, не было бы семги, не было бы и церквей».
Петр Прокопьевич объясняет, как запрягали оленей |
Как и большинство жителей села, Петр Прокопьевич - помор. Русские поморы с XVI века занимались в этих краях рыболовством, судостроением («шили», как здесь говорят, лодки) и торговлей. За несколько столетий у них сложился собственный говор и уклад жизни, в котором все связано с морем и рыбой. Их села издавна славились чистотой и порядком. Не только сами горницы, но и мостки от избы к реке и главную улицу подметали и даже мыли с песком до белизны. Глядя на деревянные настилы у каждого дома, на сами избы, на аккуратные бани вдоль берега кажется, что потрясения ХХ века не смогли уничтожить поморскую хозяйственность. Вот что рассказывают о Варзуге 70-х годов: «Больше всего поразила дисциплина в деревне. Мимо стариков без поклона пройти нельзя – могут и клюкой по спине садануть. Молодежь местная по деревне с музыкой гуляет, ежели старик или бабка скажет: “Выключи” – тихонько так скажет, – беспрекословно выполняется. Самое страшное – это “отлучение от мира”. За преступление – воровство, сбыт семги на сторону… – выгоняли из деревни».
Кейкала - ярлык с именем владельца, вешали на шею оленям |
Петр Прокопьевич показывает фотографии варзужан, погибших на фронтах первой и второй мировых войн. и их вдов, затем ведет нас в Центр по сохранению поморского культурного наследия. Это деревянный дом в несколько комнат, в одной из которых собраны простые вещи, которыми еще недавно пользовались в домашнем быту и в колхозе: хинга, кейкала, пинда, кибас, клешица. «Про каждый предмет можно рассказывать и рассказывать», - Петр Прокопьевич очень хочет поделиться с нами историей своего села. Музей ему помогали создавать норвежские экологи. «Вот и настоящая русская печь построена» - с гордостью показывает варзужанин.
Возвращение православия.
В доме настоятеля гостей угощали семгой, грибами, ягодами и домашними сливками |
Службу, которая впервые за много лет прошла на Медовый Спас в Успенской церкви, возглавил владыка Симон. Этот храм, главная достопримечательность Варзуги, объект туризма и паломничества, был отреставрирован в 2008 году при финансовой поддержке председателя правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайса. Сейчас в приходе о. Митрофана две церкви (из восьми до революции). Планируется восстановить еще две: Петропавловскую и Никольскую. В Никольской владыка отслужил молебен и освятил икону св. Николая Чудотворца, написанную попечением губернатора Мурманской области Дмитрием Дмитриенко. Деревянные купола для храма, покрытые традиционным лемехом, уже готовы и ждут на приходском дворе переправы на другой берег р. Варзуга.
После атеистического периода советской власти православие вернулось в село в 2000 г. вместе с о.Митрофаном. «Первые три-четыре года от меня вообще шарахались, когда я по селу шел, - рассказывает настоятель за ужином. - Потому что здесь община. Это в городе каждый сам для себя может решить, что ему делать, ходить в церковь или не ходить. А здесь человек рассуждает: как это я пойду в церковь? А что про меня скажут? Что это он в церковь ходит, он что - не такой как мы?». Глухая стена равнодушия к церковному благочестию была шоком даже для немало повидавшего (капитана 2-го ранга Северного флота в отставке, потомственного моряка) о.Митрофана. Поначалу прихожанами были только местные дети, которые стояли на службе, спрыгивали с велосипеда, чтобы взять у батюшки благословение, а потом приводили в храм своих родителей. «Старым людям всегда тяжелее в храме, все незнакомо, непривычно, не знаешь, как стоять, что делать, как свечку поставить, - продолжает о.Митрофан. - Говорят, что старушки в белых платочках сохранили нам церковь, а тут все старушки родились уже после того, как последнего священника сослали в 32-ом году».
Впрочем, православные традиции в селе сохранялись. Алла Ефимовна Родионова, 1937 г.р. вспоминает, что всегда праздновали Пасху, Рождество, Крещение и другие церковные праздники. И родник в лесу в четырех километрах от Варзуги всегда был - его показали новоприбывшему в село о.Митрофану местные женщины. Родник называется Собачий, правда, была попытка переименовать его во Владимирский, но как-то не прижилось. Деревянные варзужские ковши для обливания висят там до сих пор – обливаться надо три раза – источник считается целебным.
До родника мы идем через лес: вот бы оленя встретить или лося. «Что вы, - шутят местные жители, - олени - это в Москве, в зоопарке. А у нас в Варзуге – на Владыку, на Дмитриенко посмотреть».
И правда, конференция, приезд губернатора и архиепископа, первая служба в Успенской церкви совпали в этом году с днем села Варзуга. Было еще одно совпадение. На литургии читалось Евангелие от Матфея о том, как Иисус переправился в лодке на другой берег Галилейского озера и во время бури пошел к ученикам по воде. Варзужанам из колхоза «Всходы коммунизма» многое должно быть понятно и близко в этом евангельском рассказе о галилейских рыбаках.
Автор выражает искреннюю признательность о.Митрофану за возможность принять участие в конференции.
В статье использованы материалы с сайта http://e-project.redu.ru/virtual/varzuga/index.htm