Как научить общество жить по-божески, - мнения православных священников
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что Патриарх в данном случае напомнил об изначальном принципе христианской жизни:«В Церкви все внешнее в конечном итоге не имеет значения: ни золото куполов, ни статистика открываемых храмов. Значение имеет образ жизни людей, их нравственное состояние. Слово можно опровергнуть словом, а жизнь ничем не опровергнешь. Поэтому главным принципом христианского свидетельства, христианской миссии является свидетельство жизнью», - сказал он. «Но в наше время, к сожалению, большее значение имеют слова, а не дела. И чем больше будет, может быть, не видимых миру подвижников благочестия, по молитвам которых Господь сохраняет еще град и государство, тем действеннее будет свидетельство Церкви и среди тех наших соотечественников, которые еще пока в ее ограде не находятся», - добавил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, согласился, что Церковь действительно во многом отвечает за народную нравственность:
«При этом Святейший вовсе не отрицает, что за народную нравственность ответственна и государственная власть, и что без поддержки государственной власти в этой сфере Церковь мало что может сделать», - отметил он. «В первую очередь Церковь предлагает каждому человеку путь спасения в вечности. Нравственность же усваивается не только с помощью Церкви. Это не ее специфика. Нравственности учат многие институты, как государственные, так и общественные. И хотя наша нравственность во многом сформирована именно христианством, не так уж редко нехристиане или люди неверующие оказываются более нравственными, чем христиане: потому что в первую очередь нравственность - явление общечеловеческой культуры», - сказал отец игумен.
«Общественная народная нравственность во многом зависит от нравственного состояния власти, культурной и политической элиты, от того, насколько согласуются с нравственными законами законы государственные. В нашей ситуации говорить о влиянии Церкви на нравственность можно только имея в виду уровень ее взаимодействия и взаимопонимания со всеми этими институтами», - добавил отец Мелетий.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, с сожалением отметил, что очень часто люди не видят в христианах примеров нравственной жизни, не видят, чтобы христиане действительно несли свет в мир и строго следовали в своей жизни евангельским принципам:«Это один из самых главных упреков Церкви со стороны тех, кто настроен откровенно против нее, но также и просто людей неверующих», - сказал он. «В принципе такая антиклерикальная реакция вполне объяснима. Иногда, правда, она доходила до массового уничтожения христиан», - добавил священник. «Конечно, по цифрам, которые мы указываем в своих отчетах, сказать что-то определенное о действительном духовном и нравственном состоянии наших прихожан сложно. Выразить в цифрах результаты работы по духовно-нравственному воспитанию, наверное, невозможно. Это внутренняя работа. И начинается эта работа с самого себя», - говорит отец Игорь.
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, отметил, тчо нравственно безупречных людей во все времена было очень мало:«Сам Господь на этот счет никаких иллюзий не питал. Не случайно в Священном Писании говорится о «малом остатке», о «малом стаде», - напомнил он.
«В том, что Церковь воспринимается большинством с чисто утилитарной точки зрения, как некий комбинат ритуальных услуг, есть вина и самой Церкви, в которой подчас слишком серьезное внимание уделяется обрядам и внешней стороне церковной жизни, а не катехизации и проповеди», - считает отец Владимир. «Безусловно, количественные показатели не могут быть единственно верным критерием служения Церкви. В то же время не вполне понятны и критерии, по которым оценивается именно нравственное состояние общества в целом. В чем оно измеряется? В количестве разводов на душу населения?» - иронически спросил он.«Конечно, нравственное состояние общества улучшится, если люди будут сознательно воспринимать Евангелие, если смогут читать его на понятном языке, если смогут услышать христианскую проповедь действительно в каждом храме. И сейчас есть такие храмы, и не только в «спальных» районах, где всегда много народа именно потому, что там можно услышать действительно живую христианскую проповедь», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери считает, что в вопросах общественной нравственности в первую очередь важно мнение самого общества, поскольку система зависит сама от себя: именно общественное мнение может заставить людей прислушаться к нравственному учению религии: «У нас целый комплекс проблем, связанных с поведением человека: аборты, отсутствие честности, супружеской верности, целомудрия. И Церковь старается формировать общественное мнение на основе высоких духовных принципов. Но сейчас все границы настолько нивелированы, что Церковь становится частью социального интерьера, и ее голос не звучит так весомо, как раньше», - говорит священник.
«Что делать в такой ситуации? Клирики должны обратить внимание сначала на себя. Ведь священнослужительство – это есть мученичество, то есть священники идут за Христом, отказываясь от многих благ жизни. И, конечно же, каждый должен обратиться к самому себе, ведь от всех нас, от общего вектора наших усилий зависит наша нравственность», - заключил отец Георгий.