Епископ: власть служения и власть любви
Отрицание епископства
Отрицание иерархии и принципа апостольского преемства в некоторых церквах обосновывается идеей всеобщего священства и общинного избрания. Однако первое, само по себе, вовсе не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу: факт всеобщей облагодатствованности христиан и, в этом смысле, всеобщего священства совершенно не противоречит существованию в Церкви иерархического священства. С последним оно не только совместимо, но даже составляет условие его существования. Ибо иерархия не может возникнуть и существовать в обществе безблагодатном, напротив, в нем она утрачивает свою легитимность (в случае отпадения целых общин в ересь). Но дары различны, и служения различны, и как существуют разные степени священства в пределах иерархии, также существует различие между иерархией и мирянами при наличии всеобщего священства. Неверно также противопоставлять избрание общины рукоположению, как заменяющему или исключающему его. Напротив, избрание общины, в качестве предварительного и очень желательного условия, вполне совместимо с признанием особого значения рукоположения благодатного. Человеческое же избрание, одно само по себе не может заменить хиротонии, и выбранный общиной человек от этого избрания не становится иерархом и не получает соответствующей власти. Иерархическое служение есть единственное постоянное харизматическое служение в Церкви, которое наличием своим восполняет (сегодня особенно) отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает.
Для правильного уяснения иерархического устройства Церкви следует постоянно иметь в виду положение и значение мирян в церковной жизни. Они (т.е. миряне) отнюдь не представляют собой лишь пассивный объект управления, с единственной обязанностью повиноваться иерархии, харизматически "пустое место", которое всецело заполняется иерархией. Мирское состояние в Церкви следует рассматривать как некий священный сан, облекающий его носителей достоинством христианского звания: "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Петр.2,9). В качестве людей, принявших крещение и дар Святого Духа в миропомазании, миряне являются также харизматиками (т.е. обладателями даров Св.Духа), хотя и ограниченными в области священно и тайнодействия. Вместе с тем, даже в Евхаристии миряне имеют свою долю участия, которая словесно выражается в их ответах на молитвы и возглашения совершителя таинства, по существу же она столь значительна, что епископ или священник не должны совершать этого таинства без народа. Иными словами, оно совершается вместе с народом и миряне являются сосовершителями таинства. Эту мысль разделяет и протопресвитер Николай Афанасьев в своем труде "Церковь Духа Святого", книге чуждой схоластической традиции, он пишет: "Область священнодействия не только открыта лаикам, но священнодействия совершаются тогда лишь, когда они совершаются народом Божиим в целом, то есть когда их совершают предстоятели совместно с народом... Священство принадлежит каждому, так как оно принадлежит Церкви, а потому каждый священнодействует, когда священнодействует Церковь" (36).
Смысл епископской власти: власть служения и власть любви
Отмечая уникальное значение мирян в Церкви, мы тем самым стремились подчеркнуть совершенно особое служение епископа как носителя полноты харизматической власти, средоточия жизни церковной общины, от которого она зависит самым существенным образом. Поистине бессмертная церковная мысль первых веков от св.Игнатия Богоносца до св.Киприана Карфагенского о том, что епископ - в Церкви и Церковь - в епископе. Для того, чтобы уяснить смысл епископской власти, о которой мы часто упоминали, следует иметь в виду ее особенность, проистекающую от из природы церковного общения. Церковная власть имеет иную основу, чем власть государственная. Как власть д у х о в н а я она выше всякой светской власти, ибо простирается на душу человека, но в силу этого она есть прежде всего власть служения и власть любви. "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, - говорил Господь, - А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лук.22,25).