Патриарх Кирилл: Молдова между двумя мощными культурными традициями – латинской и славянской

8-10 октября Святейший Патриарх Кирилл впервые посетил Молдову. Молдовская митрополия – самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата, ее статус аналогичен Украинской Православной Церкви МП. Во время визита Патриарх касался самых острых вопросов церковной и политической современности Молдовы – утверждая надполитический и надконфликтный статус Церкви.

Богослужение на площади в центре Кишинева, посещение детского отделения онкологического центра, освящение собора в Куркьевском мужском монастыре – так сложился пастырский визит на земли между двумя цивилизациями.

В субботу 8 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил путешествие от Лавры преподобного Сергия, где служил литургию, до Кафедрального собора в честь Рождества Христова в Кишиневе. Сюда он привез верующим Православной Церкви Молдовы благословение от раки мощей святого Сергия Радонежского – и всем собравшимся раздали маленькие образки преподобного.

В Молдове конституция предполагает светское государство, но здесь как нигде можно говорить о религиозном обществе: около 93% жителей по переписи 2004 года и даже больше по другим данным считают себя православными. Поэтому вопросы благочестия и веры здесь становятся вопросами общественными. Например, люди с негодованием откликаются на планы руководства страны по интеграции в Евросоюз – хотя бы потому, что это требует признания равноправия сексуальных меньшинств и легализации гей-парадов, чего в Молдове никогда не могли и помыслить. На обочинах пригородных дорог можно увидеть большие распятия – у въезда в каждый населенный пункт, на перекрестках и даже возле заправок.

 

Некогда — в XIV веке — вся молдавская культура, система национальных ценностей, государственность молдаван сложились под воздействием Православия и Церкви как общественного института. Православие на протяжении долгих веков связывало молдаван с восточными славянами. Предки молдаван – волохи – восприняли христианство от славян, и церковнославянский язык изначально стал языком древней Молдавской Церкви. Однако, как отмечают историки, уже в начале XIX века начался кризис молдавской национально-духовной идентичности, причина которого – утрата позиций Церкви среди молдавской интеллигенции под влиянием идей Французской революции 1789 года. Среди части молдавской элиты наступила эпоха духовного индифферентизма. Современный румынский историк Лучиан Бойя пишет: «Пока главные исповедуемые ценности были православными, молдаване и валахи чувствовали себя дома в восточно-европейском пространстве. Однако когда на первый план выходит чувство национальной идентичности, они осознают себя “латинским островом в славянском море”. Русский перестает быть великим православным братом освободителем». Сложная история последующих двух столетий привела к тому, что сегодня остро стоит вопрос о вступлении в Евросоюз, и жители Кишинева рассказывают, что у румынского посольства постоянно собирается очередь за румынскими паспортами, дающими возможность свободно передвигаться по Европе. На стенах домов можно увидеть граффити «Молдова – это Румыния». Другие наоборот мечтают «прилепиться к России, потому что это единственная по-настоящему независимая страна в мире», и к Русской Православной Церкви.

 

Страна мечется между двумя цивилизациями и в церковном смысле. В 1992 году здесь была «воссоздана» Бессарабская митрополия Румынского Патриархата, то есть на одной территории оказались две параллельные юрисдикции, что аномально с точки зрения канонов. В 2002 году по решению Европейского суда по делам человека власти Молдовы признали Бессарабскую митрополию. Находясь с визитом в Кишиневе и встречаясь с исполняющим обязанности президента республики Марианом Лупу, Патриарх Кирилл сказал: «В сложнейших условиях политического дисбаланса и разделений Молдова практически сохранила свою церковную целостность. Мы не будем говорить об обстоятельствах, которые мешают этой целостности, — это не вопрос отношений Церкви и государства, это вопрос отношений между двумя Патриархатами. Очень надеюсь, что по милости Божией, поскольку мы две братские Православные Церкви — Русская и Румынская, — мы найдем точки соприкосновения и попытаемся развязать все эти конфликтные ситуации. Это непросто, потому что мы, верующие люди, живем в конкретных политических контекстах, но, возвышаясь над этими контекстами, руководствуясь церковными канонами и нашей верностью церковной традиции, мы можем многое сделать». Тем самым Патриарх Кирилл выводит вопрос об урегулировании церковной жизни Молдовы из сферы компетенции светских властей.

 

Пока же вопрос о существовании двух параллельных юрисдикций оказывается в поле зрения простых молдован. Например, в Оргеевском районе, где Патриарх освятил собор в Богородице-Рождественском Курковском мужском монастыре, около 80 храмов московского патриархата в 62 населенных пунктах, и только один строящийся храм Бессарабской митрополии. Людей, считающих, что Молдове правильнее было бы присоединиться к Румынскому Патриархату (мол, Патриарх Даниил в Бухаресте ближе, чем Патриарх Кирилл в Москве), можно было увидеть в воскресенье после патриаршей литургии непосредственно рядом с площадью Большого национального собрания, где шла служба.

Литургия на центральной площади Кишинева. Фото: Патриархия.ру
 Литургия на центральной площади Кишинева. Фото: Патриархия.ру

У памятника молдавскому господарю святому Стефану III Великому, правившему Молдавией в 1457-1504 годах, к которому Патриарх Кирилл планировал возложить цветы сразу после литургии, собрались несколько десятков пикетчиков с лозунгами «Республика Молдова не является провинцией Святой России», «Товарищ патриарх, религия не равно политика» и подобными.  

Далеко не все собравшиеся на площади поддерживали пикетчиков. «Я люблю патриарха Кирилла, русская вера самая крепкая, мы должны ее держаться, а такие, как эти, позорят весь народ – не надо писать о них», - говорит молдованка Анна. «Я от всей души радуюсь приезду патриарха, его слово всегда доходит до души, дай Бог, чтобы он всегда оставался нашим и мы не отходили от России», - вторит ей молдованка Лариса.

 

Когда кортеж проезжал мимо памятника, негустая стена людей заслонила транспаранты. Возложение цветов основоположнику молдавской государственности перенесли на вечер того же дня – не столько из-за пикета, сколько из-за того, что в следующем пункте программы – у мемориала «Вечность» - Патриарха ждали под проливным дождем ветераны. Было разумнее поскорее отпустить пожилых людей, а не форсировать озеро, в которое превратилась под ливнем площадка у памятника Стефану III Великому. Господарь без своих цветов не остался – когда стих дождь и разошлись пикетчики.

Впрочем, лозунги протестующих не противоречили позиции Святейшего Патриарха. Он и сам пользуется каждой возможностью заявить, что его визиты не преследуют политических целей. Встречаясь с и.о. президента Молдовы Марианом Лупу, Патриарх сказал, что его «посещение не несет в себе никаких политических функций и не преследует целей каких бы то ни было политических консультаций — оно направлено на то, чтобы духовная жизнь людей, вне зависимости от политической конъюнктуры, складывалась таким образом, чтобы благочестивый православный народ Молдовы мог жить на основе тех духовных и нравственных принципов, которые с молоком матери впитывает каждое последующее поколение молдаван».

В Молдове Святейшему Патриарху вручили высший государственный орден.

— Мы своих политиков не понимаем: за какие заслуги патриарху дают высший государственный орден Молдовы? Политики и религиозные деятели не должны вмешиваться в дела друг друга, - недоумевал один из пикетчиков.

Согласно указу главы государства Мариана Лупу, патриарх удостоен награды ввиду «особых заслуг в сохранении и приумножении духовных и нравственных ценностей, за многолетний плодотворный труд в деле укрепления православных традиций и вклад в развитие и углубление связей между российским и молдавским народами».

Патриарх же, принимая орден, напомнил:

— Я приехал в Молдову не как гость и не как посланник Российской Федерации — я приехал сюда как Патриарх к своему народу, к своей Церкви. И любовь моя к Молдове, к ее многострадальному народу, к ее Церкви, героически сохранившей веру в народе, — такая же, как любовь к россиянам, украинцам, белорусам, казахам и многим-многим другим народам. Иногда бывает очень трудно понять со стороны эту наднациональную и надгосударственную миссию Патриарха. Я хотел бы сегодня заверить вас в том, что радости и скорби Молдовы и ее народа — это мои радости и скорби… Молдова и молдавский народ всегда будут в моем сердце. Не на периферии — в центре, потому что у сердца нет периферии. Если сердце поражает недуг, то безразлично, в каком месте сердечной мышцы происходит инфаркт — все сердце сотрясается болью. А если боль продолжается, то сердце останавливается. Вот так и в моем сердце нет центра и периферии, и боль народа моего, православного народа, — это моя боль, а радость ваша — это моя радость.

Разделить радости и скорби верующих Патриарх смог непосредственно в поездке по Кишиневу и окрестностям. С болью он встретился в детском отделении Института онкологии Молдовы. «Пред лицом тех проблем, с которыми вы столкнулись, тяжело оставаться спокойным, мудрым и терпеливым, но поверьте мне, что когда рядом с человеком Бог, когда мы чувствуем Божие присутствие, мы можем и горы переставлять, потому что Господь силой Своей восполняет наши немощные силы, — сказал Патриарх родителям маленьких пациентов. — Это имеет отношение и к родителям, которые держат младенцев на своих руках. Это имеет отношение и к самим детям, потому что детская молитва очень чистая, и Господь ее слышит. И чем больше вы будете просить Господа, тем больше Господь будет умудрять врачей и помогать процессу исцеления».

Радость же верующих была явлена Святейшему Патриарху в Бородице-Рождественском Курковском монастыре, не так давно возрожденном из руин. В советское время в монастыре располагалась психиатрическая и наркологическая лечебница, церкви обители использовались в качестве складов или подсобных помещений, кладбищенская церковь была превращена в морг. К 1999 году, когда настоятелем обители был назначен архимандрит Силуан (Шалару), монастырь находился в полуразрушенном состоянии.Собор Рождества Богородицы (построен в 1810 году, перестроен в 1872 году) – копия знаменитой Андреевской церкви в Киеве – был 10 октября освящен Святейшим Патриархом. Сюда собралось множество духовенства и прихожан. Люди привели детей, которые, хотя в основном не понимают по-русски, радовались торжеству вместе со взрослыми.

 
 
 

С сожалением отметив, что нынешний визит ограничен посещением Кишинева, Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что в будущем сможет побывать в каждой из епархий Православной Церкви Молдовы. В частности, имелась в виду территория Приднестровья, где сейчас полным ходом идет политическая агитация перед намеченными на декабрь выборами президента непризнанной Приднестровской республики. Надо полагать, что в обозримом будущем планы Патриарха осуществятся. Пока же в каждом храме Молдовы о Предстоятеле будет напоминать подаренное имЕвангелие на молдавском или славянском, в зависимости от используемого на богослужении, языке.

 


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале