"Дитя", или Дети
Дует бельгийских режиссеров Жан-Пьера и Люка Дарденнов радует кинозрителей своими работами с конца 70-х. Правда, прославившую их награду, режиссеры получили только в 1999 году за фильм «Розетта». Зато в 2005-м они повторили свой успех. Нашумевший фильм «Дитя» (или «Ребенок») взволновал многих критиков и зрителей.
Сюжет картины незамысловат. Двое молодых людей, не обремененных законным браком, сталкиваются с неожиданностью. У юной Деборы рождается сын от Брюно. По задумке режиссеров, Брюно - 20 лет, Деборе - 18. У них нет своего жилья, работы, да и сами они почти еще дети. Брюно крутится как может, перепродавая краденные вещи. Дебора пытается заботиться о ребенке (не с первой попытки убеждает Брюно признать сына). И вот, отец тайком крадет малыша и продает его. Не на органы. А другим людям на усыновление.
При просмотре картины не возникает ощущения ужаса и сентиментальных восклицаний. Режиссеры с самого начала косвенно раскрывают дальнейшие приключения, которые случатся с героями картины.
Брюно - бесшабашный юноша, который живет сегодняшним днем, совершенно не задумываясь о своем «завтра», да и о будущем своих близких он тоже особенно не думает. Ему неведомо чувство ответственности. Совру, если скажу, что это целиком и полностью несимпатичный, одиозный персонаж. Да, он воришка, обманщик, но такой же ребенок, как и его девушка Дебора, его сын. Он похож на мальчика, который не способен к анализу, самовозвращению, минутной остановке. Ему нравится кувыркаться в траве вместе с Деборой, играть в догонялки, как когда-то в детстве. Брюно ненавидит трудовую деятельность, воспетую социумом. Ни за что он не пойдет работать разнорабочим, хотя за это и предлагают 1000 евро. Этакий трусоватый бунтарь. Ему хватает смелости на то, чтобы грабить старушек, но не хватает на то, чтобы решать важные собственные проблемы, хотя бы задать себе самому несколько вопросов. И все это как снежный ком накапливается, пока не доходит до критической точки.
В одном из своих интервью режиссеры сказали, что актера, исполнившего Брюно, они знали давно. Они вспомнили о его улыбке и пригласили сниматься. Братья Дарденн хотели показать невинность преступника. Это им удалось. Правда, с невинностью уживается беспринципность. Если они вообще могут уживаться. Этот Брюно, словно tabula rasa, в моральном плане. Он не чувствует постыдность поступков. В отличие от своей девушки. Она как раз все прекрасно понимает, возможно, потому что материнский инстинкт берет свое. На роль Деборы была приглашена непрофессиональная актриса. Кстати, это одна из особенностей режиссеров, они часто дают роли тем, кто никогда не снимался в кино. Возможно, что это придает фильму свежести. Здесь не увидит зритель кукольных лиц маститых актеров, все до неприличия просто. Проста и Дебора в своих женских переживаниях. Но по-женски настойчива. Она хоть и встречается с Брюно, но находит в себе силы отказать ему от порога, когда он совершил то, что совершил.
Дебора в чем-то старше Брюно. Она может заставить его испытывать хоть какие-то угрызения. На его слова «ну, я подумал, что мы и другого сделаем», - отвечает звонким дверным хлопком.
Фильм повествует о постепенном перерождении героя. Хотя эта перемена в нем не очень-то заметна. Виден лишь намек на нее. Но все же интересно поразмышлять, в какой момент Брюно передумал. Когда он продает ребенка, камера останавливается напротив молодого человека и пристально следит за его лицом: задумчивость, опущенные глаза. И тут же рывок из липкого болота собственных мыслей. Вернуть все назад юношу заставляет отнюдь не раскаяние, как то можно решить на первый взгляд, а страх. Брюно боится полиции, боится, что потеряет Дебору, боится, что случится что-то еще. Этот страх пробуждает в нем что-то. Но и мешает. Когда он пускается в очередную авантюру, связанную с грабежом, Брюно все еще боится. Он перестает испытывать страх в самом конце фильма, когда приходит с повинной в полицейский участок. Страх уходит и на смену ему приходят слезы раскаяния. Прямо как в античной трагедии.
Мир этого фильма - эстетика подвалов и окраинных кварталов. Проволки, ржавые раковины, изрядно поношенные куртки, перекусы в дешевых забегаловках - все это помогает описывать жизненное пространство героев. Брюно и Дебора находятся в беспрерывном движении. Они редко останавливаются. Даже ребенок большую часть времени спит не в своей кроватке, а на руках у бегущей матери или непутевого отца. Нет ни минуты на размышления. И на музыку тоже. В фильме, кажется, нет ни одной мелодии. Все это помогает приблизить к реальности, но будто бы не до конца. Зритель не может поверить в происходящее, даже когда все случилось. Или это просто наивный зритель?
Иллюстрация к аннотации с www.lifeisphoto.ru
Иллюстрация в тексте с flamber.ru