Митрополит Саратовский Лонгин: Совершающаяся реформа — это мощный импульс для развития нашей церковной жизни
— Вместе с Вами в сан митрополита Святейший Патриарх Кирилл возвел еще семь архипастырей Русской Православной Церкви, было образовано еще несколько новых митрополий. С момента начала образования новых епархий это – первый случай такого «укрупнения». В чем необходимость такой меры, на Ваш взгляд?
— Объединение нескольких епархий в митрополии — это практика древней Церкви, так была устроена Церковь еще в первые века своего существования. В России по ряду причин трехступенчатая структура «Патриархия – митрополия – епархия» была утрачена. Поэтому можно сказать, что сегодня происходит возвращение к традиционному каноническому территориальному делению Церкви.
Образование митрополий самым непосредственным образом связано с разукрупнением епархий. Это две стороны одной реформы, которая совершается в нашей Церкви. С какой целью — думаю, совершенно понятно. Задача епископа — следить за правильностью устроения церковной жизни во всей ее полноте, а это требует его постоянного присутствия на приходах. Очень трудно полноценно управлять епархией, равной по территории европейскому государству. Например, наша область на 4 квадратных километра меньше Болгарии, но сейчас у нас образуется 3 епархии, а на территории Болгарии действует 12 митрополий… Поэтому, я думаю, это только начало реформы, которая коснется большей части епархий в России.
Кстати, когда на нашем епархиальном сайте, теперь уже портале митрополии, появилась карта новых епархий, кто-то из посетителей в комментариях с сочувствием написал: «Владыке Пахомию нужен будет вертолет». На что другой гость портала логично заметил: «Владыка Лонгин как-то обходился без вертолета».
— Каким образом в настоящее время будет осуществляться руководство митрополией? Не есть ли это немного позабытый институт викарного епископства?
— Для чего создаются митрополии и о том, как они будут функционировать, достаточно подробно говорится в «Положении о митрополиях Русской Православной Церкви». Митрополия — это объединение епархий (от двух и более), которые находятся на территории одного субъекта Российской Федерации — области, края или республики. Согласно положению, «целью образования митрополий является координация богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти». Одна из задач, которые стоят перед митрополитом – представительство перед областной властью. Митрополит должен также оказывать братскую помощь, помогать советом епископам своей митрополии.
Я совершенно не согласен с тем, что таким образом восстанавливается, как Вы говорите, «немного позабытый институт викариатства». Он существует и сегодня, причем ряд решений о назначении викарных епископов был принят на том же заседании Синода. Викарный епископ – это, в первую очередь, помощник архиерея, управляющего епархией, у него нет определенной территории, за которую он отвечает, он действует только в рамках тех полномочий, которые предоставляются ему правящим архиереем. А епископы — главы новообразованных епархий — обладают всеми правами и обязанностями и будут полноценно управлять кафедрами, на которые определены. Просто они будут действовать в координации друг с другом и с митрополитом.
— Саратовская митрополия теперь включает в себя три епархии – было назначено два новых епископа. Где будут располагаться их кафедры? Не могли бы поподробнее рассказать о епископе Балашовском и Ртищевском Тарасии и епископе Покровском и Николаевском Пахомии.
— Балашов и Ртищево — крупнейшие районные центры западной части нашей митрополии. Кафедральные центры Покровской и Николаевской епархии сегодня на карте обозначены по-другому: они будут находиться в городе Энгельсе, именовавшемся до 1931 года Покровском, и в городе Пугачеве, именовавшемся до 1918 года Николаевском.
Игумен Пахомий (Брусков) и игумен Тарасий (Владимиров), которые были назначены епископами новых епархий — это люди, хорошо знающие церковную жизнь, пастыри, которых очень любят их прихожане. Игумен Пахомий — мой постриженник, насельник Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, из числа братии, которая в свое время приехала со мной в Саратов и помогала мне все эти годы. Он настоятель старейшего храма Саратова — Свято-Троицкого собора, который еще несколько лет назад находился в тяжелейшем состоянии. Трудами отца Пахомия была проведена его капитальная реставрация. Каждый, кто хоть раз соприкасался с подобными вещами, знает, скольких сил, трудов, здоровья, нервов требуют реставрационные работы. Но при этом отец Пахомий не оставлял без внимания и другие стороны церковной жизни, в храме сложился замечательный приход. Думаю, что, став архиереем, отец Пахомий так же добросовестно и с любовью будет заботиться о церковной жизни епархии и о своей пастве.
Второй кандидат — игумен Тарасий (Владимиров), постриженник моего предшественника, архиепископа Александра (Тимофеева). Он служил здесь, в Саратове, еще до моего приезда, был экономом епархии. В последние годы — настоятель храма в честь Рождества Христова, который был осквернен и полностью перестроен (в советское время в нем был кожно-венерологический диспансер), и восстановлен благодаря заботам и трудам отца Тарасия. Им же была построена еще одна церковь — в честь Сретения Господня на улице Буровой, полностью с нуля, на пустыре. И отец Пахомий, и отец Тарасий, как раньше было принято говорить, «крепкие хозяйственники», и в то же время — добрые пастыри, всецело преданные Церкви. Я рад, что Священный Синод по моей рекомендации избрал их управляющими новообразованных епархий.
— Владыка, какие первоочередные задачи стоят перед Вами как перед митрополитом? Каким будет Ваше первое дело?
— Мое первым делом после возведения в сан стало сослужение, в числе других архипастырей, Святейшему Патриарху Кириллу во время Божественной литургии в Троице-Сергиевой Лавре, в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Здесь я принял монашество, начинал свое служение, и пребывание в Лавре — большой келье преподобного, молитва, участие в богослужении для меня всегда очень важное событие, и радостное, и волнующее.
В эти дни меня часто спрашивают, как изменятся моя жизнь и обязанности. Сразу скажу — особых изменений я не ожидаю, задачи передо мной стоят абсолютно те же, что и раньше, и такие же, как перед любым архиереем — надзирать за правильным устроением церковной жизни во вверенной епархии. В это понятие входит всё: и богослужебная, прежде всего, и просветительская, и социальная деятельность Церкви, и открытие новых приходов, и воспитание молодого духовенства, руководство духовными школами, и многое другое. Просто создание новых епархий, меньших по размеру, дает архиерею возможность лучше сосредоточиться на исполнении своих обязанностей, уделить больше внимания приходам, духовенству, прихожанам, исправлению тех нарушений, которые существуют в нашей церковной жизни. В этом смысле я думаю, что совершающаяся реформа — это мощный импульс для развития церковной жизни.