Юные дарования мигрируют в галереи
Проект «Миграция» занял целый этаж в Московском музее современного искусства. Это самая многочисленная экспозиция из всех, участвующих в биеннале. Организаторы проекта попросили поразмышлять художников о миграции в современном мире, о перемещении человеческих масс, культур, религий, изменении человеческого облика. Вот на какой вопрос искали ответ творцы: «Сохранить ли национальную самобытность неизменной, определив её границы в поле интернациональной культуры будущего, или влиться в общий интеграционный процесс, утратив уникальность собственного облика?»
Отвечали по-разному. Некоторые лишь отдаленно говорили об этом. Заметно, что многие работы сделаны наспех или вовсе очень давно, зато слово «миграция» в названии присутствует. Порой кажется, что кто-то очень хотел просто заявить о себе. Таус Мухачева, например, сделала памятную фотографию себя с табличкой «Я хочу выставку в Tate Modern»на фоне Лондонской галереи. Но молодым это простительно.
Небывалой мощью и энергией прет от работ юных художников. Произведения содержат в себе концентрированный раствор из крови, грязи, страшных лиц, мусора, ощущения внутреннего мятежа. У кого-то торчат ноги из телевизора, у кого-то подушки оклеены фотографиями из L'Officiel и Vogue, у кого-то валяются мятые банки из-под спрайта. В работах сразу узнается эстетика загаженного двора в спальном районе или будние сны наркомана. При этом заметно, как мысли авторов повторяются и кочуют от одного холста к другому. Кстати о холсте. Теперь это совсем не частый гость в руках молодых мастеров. Так принято делать арт-объект, которым может стать все что угодно - от стеклянной банки из-под огурцов до пластмассовых канализационных труб. У этого направления бывают менее и более удачные проекты. Бывает, чем масштабней объект, тем лучше он воспринимается. Конструкция из пластмассовых труб представляла собой сложное сооружение размером с небольшую кладовку. Авторы призывали посетителей поучаствовать в создании произведения искусства: можно было разбирать и собирать трубы, как хочется. Видеоинсталляции тоже пользуются популярностью у артистов. Особенно запомнилась одна, лежащая на полу. Это нечто напоминало лужу с мусором. В ней будто отражались бегающие люди. Символично, но очень неразборчиво.
На выставке было много фотографий. Эти снимки вполне в духе времени, размытые и яркие, похожие на те, что мы часто видим в глянцевых журналах. Отложилась в памяти серия работ про девушку в платье, которая бегала по городу, показывала язык, задирала юбку. Или вот еще одна фоторабота: три панно с обнаженным по пояс стариком, который как в комиксах говорит нам: «Дыши! Смейся! Живи». Звучит обнадеживающе в общем контексте.
Как я уже заметила, кистью здесь работают не часто. Зато некоторых можно похвалить за кропотливость. Одна работа представляет собой карту мира, выложенную разноцветным рисом: от белого к черному. Называется «Глобальное потепление».
Не обошлось на выставке и без икон. Конечно, не в прямом смысле, а скорее, постмодернистском. На панно был напечатан образ святой Софии. Сквозь него проступали очертания космонавта и текст, поясняющий, кто такая София. Вот такая вот игра образов и смыслов.
К сожалению, далеко не всегда понятно, что хотели сказать юные художники зрителям, миру. Без экспликаций не обойтись. Зато когда объяснения висят рядом с работой распечатанные на бумаге, это похоже на второсортного толмача. Смотришь - читаешь. Читаешь - смотришь. А где связь? Или она только внутренняя.
Выставка будет интересна психологам, следователям, социологам и прочим сочувствующим. Ведь, не так часто удается посмотреть, что творится в голове у молодежи. А вообще, уже скоро будет ясно, что вырастет из всего этого треша.
Выставка продлится до 30 июля