Пенсионные страсти

Вот уже три года чиновники ведут борьбу с родителями детей-инвалидов. В соответствии с новыми внутренними распоряжениями Пенсионного фонда дети-инвалиды должны получать пенсию не на счета родителей, а на личные счета. Но дело в том, что это нововведение не только противоречит Семейному кодексу РФ, но и во много раз усложняет жизнь родителям инвалидов.

В 2008 году по результатам пенсионной реформы, Пенсионный фонд РФ начал приводить счета в соответствие с новыми своими внутренними распоряжениями. И оказалось, что дети-инвалиды получают пенсии не на свои личные счета, как полагается новым правилам, а на счета родителей.

В результате, родители детей-инвалидов во многих городах России получили письма с предложением переоформить пенсионные счета с себя на детей. Но после визита в Сбербанк, они узнали, что, если выполнят эту рекомендацию, то для того, чтобы снять с детского пенсионного счета деньги, нужно будет каждый раз получать разрешение в органах опеки.

Вера Дробинская с приемными детьми, фото Е. Степановой, журнал "Нескучный сад", 2007

Согласно законам РФ эти нововведения, мягко говоря, сомнительны. Дело в том, что Семейный и Гражданский кодексы (соответственно - СК и ГК) РФ имеют преимущество перед любым внутренним распоряжением пенсионного фонда.

Так, статья 60 (п. 2) СК РФ регламентирует получение детских пенсий родителями (именно родителями, как отдельной единицей, ибо есть еще опекуны): пенсии поступают в распоряжение родителей без каких-либо дополнительных условий. Та же статья (п. 3) говорит о том, что всем остальным имуществом ребенка (т.е. помимо пенсий), родители распоряжаются в соответствии со статьей 37 ГК РФ. А эта статья ГК  касается опекунов: в ней говорится, что опекуны любым имуществом ребенка, в том числе и пенсиями, распоряжаются с разрешения органов опеки. Другими словами, получается, что разрешение органов опеки родителям для получения пенсии не требуется. Оно требуется для распоряжения всем имуществом ребенка кроме пенсии.

Требования  пенсионного фонда в данном случае незаконны, потому что Семейный кодекс важнее любого приказа Пенсионного фонда, а в пункте 2-м статьи 60-й  СК четко сказано, что пенсию ребенка получает родитель.Но для чиновников эта истина не очевидна, и вот уже 3 года они буквально измываются над родителями детей-инвалидов. Происходит это в Санкт-Петербурге и других городах РФ.

 В своих официальных ответах на запросы чиновники полностью игнорируют пункт 2-й статьи 60-й СК, они видят только пункт 3-й той же статьи и статью 37-ю Гражданского кодекса и по какой-то своей странной логике причисляют родителей детей-инвалидов к опекунам. А так как никаких процедур относительно того, как опека должна работать с родными родителями - нет, то каждый конкретный орган опеки изобретает их сам. Один список для получения этого разрешения изощреннее другого. Как будто у родителей детей-инвалидов мало забот!

В некоторых местах опека требует от родителей отчетов о расходовании средств с чеками. А ведь многие услуги, по реабилитации, например, оказываются частными специалистами, далеко не от каждого из них можно получить чек. Такова реальность. Ведь задача родителей, не в том, чтобы гарантировать государству получение налогов, а в том, чтобы поставить ребенка на ноги. К тому же ни для кого не секрет, что 80% семей с детьми-инвалидами - неполные. Часто пенсия, 7000 рублей в месяц,  - единственное средство существования для взрослого и ребенка, а порой, и нескольких детей. Лишиться ее - это катастрофа: в прямом смысле слова нечем будет заплатить за жилье, еду, лечение. Некоторые органы опеки требуют разрешение от отца ребенка. Но бывает и так, что мама, воспитывающая ребенка, даже не знает, где этот отец находится. Представьте себе степень унижения матери, которую муж бросил с больным ребенком на руках, и она теперь должна этого человека срочно найти, и у получить разрешение, иначе никакой пенсии.

В 2009 году Москва стала первым городом, где решили внедрить «нововведение», но прокуратура официально заявила, что действия Пенсионного фонда РФ незаконны. И в Москве все приостановили.

Но затем были Саратов, Волгоград и  Нижневартовск.  В этих городах родители детей-инвалидов подали в суд и отстояли свое право на получение детских пенсий.

А вот в Санкт-Петербурге родительская борьба потерпела крах. Там были и круглые столы, и статьи в прессе, и программы по ТВ, и обращения в прокуратуру, но все это пока не возымело действия. Блогер Светлана Штаркова рассказывает, что недавно получила письмо от одного питерского папы ребенка-инвалида, который лично судился с Пенсионным фондом и этот суд проиграл. В Санкт-Петербурге полный тупик по этому вопросу, хотя родители уже, кажется, сделали все, что можно.

Родители детей-инвалидов беспокоятся, что вскоре нововведение Пенсионного фонда снова попытаются продвинуть в Москве, некоторые мамы и папы уже получили письма о необходимости переоформления пенсионных счетов на детей. Родители детей-инвалидов не хотят сдаваться без боя, хотя и не очень понимают, почему Пенсионный фонд решил объявить им войну. Они считают, что в данном случае единственным выходом будет широкое освещение этой проблемы в прессе.

Мы попросили родителей и опекунов детей-инвалидов прокомментировать инициативы Пенсионного фонда и действия органов опеки:

svetlana75:

 Уверена, что кто-то возразит, мол, наверняка же есть такие "родители", которые тратят детские пенсии на водку. Да, есть. Но их - единицы. Те, кому нужна водка, давно своих детей сдали. Но почему все нормальные семьи, которых 99%, одним махом лишили презумпции невиновности, заподозрили в "нецелевом использовании детских пенсий?" Почему нас заставляют в очередной раз унижаться, доказывая, что мы не верблюды? Дело органов опеки не разрешения на бумаге выписывать и изощряться, какую еще справку попросить, а выявлять неблагополучные семьи и вести с ними работу!

 Мы не бросили наших детей. Мы любим их, воспитываем, и занимаемся реабилитацией. Один сеанс массажа стоит полторы тысячи! Вы действительно думаете, что мы не бросили наших детей из-за пенсии в семь тысяч рублей?

Зачем же нам так усложняют получение пенсии? В начале года отобрали у нас право нормальные средства реабилитации костыли, коляски и т п., что дальше?

 mashutka:

Могу сказать о себе - у меня компенсация за ЖКХ начисляется в Удмуртии. Чтобы снять эти небольшие деньги с пенсионной книжки, открытой на имя ребенка, мне всякий раз надо идти на поклон в органы опеки, которые все время шатаются по судам, их трудно застать, а когда застаешь - хамство невероятное встречаешь. И потом - писать им объяснительную, на что я собираюсь потратить эти несколько тысяч, и ждать пару недель, когда они соизволят подписать.

 klim_s22:

  У нас усыновленные и приемные дети-инвалиды. С пенсиями на усыновленных детей пока проблем нет. А вот с приёмными... Их пенсии почему-то приравнивают к имуществу и должны перечислятся на их личные счета. Мало того, что нет никаких мер поддержки семей, взявших на воспитание особых деток, так и создают препятствия для получения средств на реабилитацию. Как будто приемные родители особо корыстные. Вот даже и кровные родители подчеркивают, что они не опекуны.

  Чтобы снять пенсию со счета ребенка надо сначала обратиться в органы опеки с обоснованием того, на какие цели нужны средства, потом получить разрешение и за все траты отчитаться до копеечки. А если мы живем не в райцентре? Детей-инвалидов ведь и с собой не возьмешь и дома нельзя оставить без присмотра. Пенсия ведь и дается на то, что бы ребенка лечили и реабилитировали, а как можно делать текущие покупки, нанимать специалистов в частном порядке, ездить на консультации, если каждое действие надо решать через ООП?

    Ведь в карту реабилитации на МСЭ очень скупо делают записи, а если чего и впишут, то сложно добиться исполнения, вот и приходится решать многие вопросы в частном порядке.    В общем, проблемы такие же, как и у кровных родителей.    Не смотря на то, что такой строгий подход к приемным родителям, в детских домах на содержание тратится в разы больше, но на счета детей перечисляют всего 25%. С такой ситуацией я столкнулась когда усыновляла мальчика из Московского ДДИ. Там вообще все 100% перечислялись на коммерческий депозитный счет ДДИи только после обращения к ним вернули 25%.

Вера Дробинская:

Я считаю, что при нормальных отношениях с опекой и при условии ответственных опекунов нет проблем в разрешении на получение пенсии не возникнет. Это в духе самого института опеки и попечительства. Ведь по сути опека - это просто поддержка человека до достижения им совершеннолетия, при этом опекаемый не имеет права на имущество опекуна, т.е., он не является его наследником. Это все идет еще из Римского права. Там, кстати, было еще одно правило, что опекаемый и опекун должны быть одного социального статуса. Но тогда не было стольких детей-сирот!


Но ситуация, которая у klim_s22 и у меня, - это нечто иное, новое для нашей страны. Нас можно назвать профессиональными родителями. По закону ведь детям-сиротам не только должны всю помощь предоставлять бесплатно, но компенсировать их расходы на лечение и образование, когда они платны. Кто это делает у нас? Поэтому при условии нормальных органов опеки с этим не должно быть проблем. И даже при контроле органов опеки за родными родителями не должно проблем. Если бы органы опеки были бы нормальные! И помогали бы также организовывать помощь и лечение. Ничего плохого нет, что мать сама ухаживает за больным ребенком, живя на его пенсию, а не сдает его на руки посторонней няне за эти же деньги.
Но органы опеки, увы, превратились в казенный бездушный аппарат, который использует часто любой способ третировать и унижать вместо помощи. Света права, они понятия не имеют, что и как делать с детьми. Поэтому я считаю, что или надо менять органы опеки (это было бы лучше всего) набирая туда нормальных людей, или менять эти правила, которые создают проблемы. Когда создаются препятствия для любящих родителей и заботливых опекунов, то это всегда не в пользу детей. Эти препятствия отнимают наше время и силы, которые принадлежат не нам, а нашим детям. У меня лично больших проблем нет ни с отчетами (хотя они бредовые, должна сказать - отчитайся на трех листах, что у ребенка нет земель, акций, ценных бумаг, недвижимости и т.д.), ни с получением разрешения. К счастью. Единственная проблема возникла, когда дама из органов опеки по фамилии Горн заявила на передаче "Пусть говорят", что мой доход - 75 тысяч. Заявить, что пособия детей (кстати, общая их сумма меньше) - мои доходы, может только юридически безграмотный человек, а она тогда работала начальником юридического отдела, а теперь - замминистра. Так вот, при нормальной опеке проблем бы не было, но опека у нас, увы...

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вот такие письма московские родители детей-инвалидов получали в 2008 году:

"Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации №.... по г.Москве и Московской области сообщает Вам, что,в соответствии с письмом ПФ РФ №20/3734 от 04.12.2008г,а также, в соответствии ст.17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве от 24.04.2008г №48-ФЗ",вступившего в действие с 01.09.2008г и на основании п.9 и п.12 Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и от 15.12.2001г №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденными постановлением ПФ РФ и Министерством труда и социального развития РФ от 16.12.2004г №15п/18 доставочный документ оформляется на лицо, которому назначена пенсия, в том числе являющимся несовершеннолетним или недееспособным.

Просим Вас открыть счет в любом отделении сберегательного банка на имя _________________ (пустая строка для данных ребенка) и до 15 января сообщить его в Управление путем написания заявления.

В случае неявки, пенсия будет переведена на дом с 01.03.2009г.

При себе иметь паспорт, страховое свидетельство и сберкнижку".

 Фраза «пенсия будет переведена на дом» означает, что родители смогут получить пенсию через почту, но, как показала практика в других городах, почтальон деньги без разрешения опеки тоже не выдает.

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале