Игра в футбол как утопия
«Игра» как новость. Фильм опередил события и как нельзя кстати нашел своё место в повестке дня. Перед самым ожидаемым спортивным событием лета (кроме Олимпиады) -футбольным состязанием, в разгар побед наших спортсменов на разных фронтах фильм вышел на киноэкраны. Патриотизм россиян был на подъеме. Все ждали голов и разъезжали по городу с российскими флагами. И здесь «Игра» попала в нужную струю. А ведь фильм готовился заранее. Картину финансировали Российский футбольный союз и «Первый канал». Во время просмотра подкралось нехорошее ощущение, что фильмы, как горячие пирожки, начинают штамповать перед грандиозным праздником. Теряется смысл зрительского ожидания перед выходом картины в свет.
Но что делать, время бежит быстро, фильмы снимаются тоже быстро. Александр Рогожкин пошел на известный риск в «Игре». Его мы помним по «Особенностям национальных...». Картины эти запоминающиеся и в своё время были очень популярны. При этом Рогожкин снимал не только комедии, но и авторское кино, правда, с этими работами зритель знаком гораздо хуже. И вот перед нами комедия - утопия или утопическая комедия о футболе. В режиссерских кругах бытует мнение, что фильмы о спорте снимать сложно в принципе, да ещё и комедии. Такие ленты редко бывают кассовыми, редко входят в историю кинематографа. Непросто сделать фильм о футболе зрелищным. Зрелища в «Игре» есть, но совсем не футбольные. Рогожкин не часто выводит камеру на стадион, не балует планами ликующих трибун и видами сверху. Действие картины по большей части разворачивается вокруг футбольного поля. А точнее: за кулисами. Там, как водится, полно интриг. Узнаём российскую действительность.
М.Д.Звонов (Юрий Степанов) - администратор команды, типичный чиновник. Не столько занимается делами команды, сколько своими собственными. Он обещал подарить билет на матч девушке-уборщице, которая страстно болеет за сборную. Именно эта любовь ее и заставила устроиться уборщицей в лагерь, где живут и тренируются футболисты. А так она - студентка филологического факультета. Но злостный Звонов её обманул. Маша была не робкого десятка, поэтому отомстила чиновнику, выкинула его двухметровый сейф в окно. Правда, очень сложно представить, чтобы такая хрупкая девушка была способна хотя бы на сантиметр эту громадину сдвинуть с места. И таких казусов в фильме не мало. Хотя юмор в духе Рогожкина помогает их не замечать.
Но как и в любой комедии в «Игре» есть удачные и неудачные шутки. Один эпизод, вышедший за рамки анекдота, настоящая находка режиссера. Два мальчика из интерната для умственно отсталых детей очень хотят играть в футбол и просят тренера сборной оценить их способности. Один из них почти не говорит, зато умеет правильно устанавливать мяч для удара, так что тот неизменно летит в сетку противника. Все поражены. А М.Д.Звонов произносит сакраментальную фразу: «Да, сильна Россия такими вот идиотами!»
Есть ещё один колоритный персонаж - Эрнест Карлович (Алексей Булдаков), бывший врач, ныне спившийся сторож футбольного клуба. Он умеет предсказывать исход матча, находясь под действием сорокоградусной. Алексей Булдаков практически не играет, изображает пьяного, но это как всегда у него получается очень убедительно. Вокруг этого Эрнеста Карловича строится главная интрига. Звонов делает ставки в букмекерской конторе в соответствии с предсказаниями сторожа. Ещё пытается перепродать эту информацию влиятельным людям. Правда, пока продолжается вся эта закулисная кутерьма, зритель может запросто зазеваться от обилия персонажей и их беготни.
Вытягивают фильм эпизоды. Те же самые мальчики, милиционер, страстно желающий победы сборной, уборщица Маша, массажист-колдун, который перед каждым матчем запирается в раздевалке игроков и плюет два раза в ожидающие своих хозяев бутсы. В фильме и суеверию нашлось место.
Да, всё это очень похоже на игру. Кто-то играет умело, кто-то не очень. Но вот причем здесь утопия? Скорее всего, потому что в 2018 году Россия становится Чемпионом мира по футболу. А может быть, потому что каждый здесь находит своё место. И умственно отсталые мальчики тоже. Да, и Москва 2048 года, показанная в конце картины, совсем уж похожа на утопию. Городские пейзажи напоминают компьютерную игру. В Москве практически не осталось домов, которые мы видим сейчас, высунувшись из окна. Сплошные небоскребы, которые скорее напоминают могилы. Зато у жителей появилось новое увлечение - отыскивать старые дома и снимать их на камеру. Возможно, это не такая уж и утопия.
«Игру» можно посмотреть разве что ради интереса, потому как снято совсем немного фильмов российского производства про футбол, да еще про футурофутбол. Правда, этого нового футбола на экране вы и не заметите. Режиссер тактично обошел поле стороной, зато забил кадры околотками и подворотнями. Личности футболистов и тренера команды почти не попадают под прицел камеры. Зато после «Игры» смело можно сказать, что футбол в России, почти утопия (или был ею). Это некое совершенное непрогнозируемое событие, вокруг которого плетутся интриги, вырастают свои маленькие истории, даже складываются судьбы.
***
И, кстати, совсем не
кинематографическое новшество придумал Рогожкин в «Игре». Символом Чемпионата
по футболу в России стал не какой-нибудь там медвежонок, а ёжик. Вполне себе
герой русских лесов и мультфильмов. Весёлый дизайн могли бы взять на вооружение
организаторы Олимпиады.
«Игра» - комедия-утопия
Россия
Режиссер: Александр Рогожкин
В ролях: Алексей Булдаков, Даниил Страхов, Юрий Степанов, Артем Волобуев