Язык до Парижа доведёт: как я заблудилась в городе и встретила францисканскую монахиню

В предыдущей статье мы поговорили с вами о том, как найти подходящие летние языковые курсы в Италии. На этот раз наш рассказ пойдёт о личном опыте студентки Московского университета, изучавшей французский язык в Париже.

Мы решили воспользоваться жанром путевых заметок, чтобы как можно ярче передать личный опыт путешественницы. А приключения её начались с того момента, когда самолёт приземлился в парижском аэропорту Шарль де Голль...

Удивительное лето:
Я в Париже, я в Париже,
Наблюдаю, слышу, вижу
И пою тебе сонеты.

14 июля 2008 года

Оказавшись в аэропорту Шарль де Голль, я с абсолютной уверенностью пошла... да не туда. Основной сверхзадачей было найти пригородное электричкометро. Так его можно назвать потому, что в Париже очень хитрая и вместе с тем удобная система метро. Из самого дальнего пригорода можно спокойно добраться до центра. Но главное, не запутаться, совершая пересадки.
Наконец мне удалось найти уголок в аэропорту, откуда отходят поезда...

Чтобы доехать до места проживания — францисканского монастыря на станции метро Сите Университер (о том, как и почему именно там, расскажу позже). Пришлось возвращаться через весь аэропорт.

А потом уже перейдя из аэропорта на станцию, я умудрилась потерять карту (которую взяла бесплатно в центре информации пробегая с чемоданом из пункта А в пункт Б, то есть из терминала Д в терминал Ц). Поэтому заскочив наполовину (остальная моя половина — большой чемодан) в электричку, я всех спрашивала, на франглоитальянском, как же мне до Сите Университер добраться. Итальянцы, американцы и один француз по очереди подтвердили, что направление правильное.

Добралась... Но вот потом надо было найти францисканский монастырь, вроде бы направление было выбрано правильно, но... Многие опрашиваемые люди отвечали «да мы тоже не местные».

— Pardon, avenue Reille? (Простите, авеню Рей?) — спрашиваю я у молодого человека с цигаркой и на велосипеде.

— J'sais pas (не знаю). Desolé. (Очень жаль).

Через квартал по бульвару, идущему то вверх, то вниз, с чемоданом и ноутбуком (а надо сказать, в горку тяжеловато, но на колёсиках же, а с горки смешно, сама бы села сверху и поехала) встречаю того же господина. Я стою у карты. Он мне:

— Vous cherchez? (вы что-то ищете?)

— Oui, mais je vous ai deja demande... (я вас уже спрашивала)

Объяснил мне карту, однако на карте оказалось не совсем так, как в реальности, естественно. Париж город старый, многие мелкие улицы ответвляются от более крупных лучами, под углом. Чем-то напоминает Рим или тот же Милан. Поэтому нужно учитывать подобную лучеобразность...

На самом деле, я думаю, в Москве тоже своя хитрость устройства улиц, но к ней-то, матушке, мы уже привыкли.

Наконец — виднеется готическая роза католической церкви, длинная каменная стена. Сразу накатили всего полтора часа сна. Меня встретили сестра Жаклин и настоятельница Анн Мари. Обе дамы пожилые. Сестра Жаклин отвела меня в столовую, накормила, рассказала об их миссионерской деятельности, расспросила обо мне:

— Как тебя зовут, чем занимаешься?

— Меня зовут Катрин, учусь на филологическом факультете МГУ, недавно начала работать в качестве координатора программ в православной молодёжной организации «Общее дело», — "Common cause" — добавляю я по-английски, — Она содействует христианскому воспитанию детей и молодёжи. Мы организуем паломничества к христианским святыням по России и за рубеж, в том числе во Францию... Но я пока учусь. Во всех смыслах. Поэтому сама ещё подобные проекты не организовывала.

— И ты познакомилась с нашей настоятельницей тоже через «Общее дело»?

— Наш руководитель её знает, он предложил мне поехать учить французский язык и жить при вашем монастыре...

— А где ты будешь учить язык?

- В Альянс Франсез (Alliance Française — международная сеть курсов французского языка).

— А кто оплачивает курсы?

— Пока я. То есть мои родители, но я надеюсь, что скоро можно будет делать подобные проекты через спонсоров. Пока это первый опыт.

...

— Ты католичка, православная? — продолжала вести со мной беседу сестра Жаклин.

— Православная.

Понимание, уважение в глазах.

— И много у вас верующих?

— Нет, всего 15 лет как «открыли» Церковь...

- У нас тоже немного, много крещёных, но мало практикующих.

...

— Сегодня у нас национальный праздник, 14 июля, День Взятия Бастилии.

— И у вас был парад? — спрашиваю я.

— Да, очень красиво: и пехота, и конница, а в конце с вертолётов спустились парашютисты. И среди них даже была одна женщина. Так точно, прямо на то место, куда должны были...

Потом сестра Жаклин отвела меня в домик на территории монастыря, в котором четыре комнатки, а в каждой комнатке по девице (включая меня). Показала мне мою келейку, сказала, что соседка моя из Африки. Аскетично, чисто и опрятно: шкафчик, парочка столиков — большой и поменьше, комодик, тумбочка, раковина, зеркало. Правда, одному из столиков, судя по его простоте и более менее внушительному возрасту, цены нет. А комодик, наверное, вообще чьих-то чудо рук дело. Поэтому на комодик сразу был приспособлен под красный угол.

Распаковались вещи, и автор сразу отключился. Проснулся - услышал шаги. Так, должна бы придти соседка-африканка.

«Привет, меня зовут Катрин, а тебя?» «А меня Астер...»

А дальше мне показалось, что я буду таять от её обаяния все четыре недели.

«Хочешь есть?»

А надо сказать, что есть я хотела, а 14 июля все магазины, естественно, закрыты. Национальный праздник.

«Да, немножко».

«Немножко» было двумя вкусными африканскими блинами на дрожжевом тесте с кисловатым привкусом, к ним соусом островатым морковно-помидорным с кусочками картошки, туда же комочек риса и салат (зелёный салат, морковка и помидоры). Всё это лежит на большом блине отдельно и естся руками, при этом отрывается кусочек блина и макается в соус... Но я ела вилкой. Чувствую, следующий этап будет — научиться есть африканские блюда руками.

У Астер в семье четрые старших брата и четыре младших сестры, а она посерединке. Она очень сосредоточенно молится перед едой и потом ест молча (вспоминается притча послушника Андрея из Псково-Печерского монастыря о тех людях, кто ест с благоговением и кто второпях или рассеянно, где-то бродя мыслями, не испытывая благодарности за хлеб насущный. И те, кто ест со вниманием и благоговением, будут вкушать мёд в Царствии Небесном, а те, кто рассеян, —солому. Вот будут у меня детки, тогда и буду им рассказывать).

14 июля в Париже. Ни души. День взятия Бастилии. Все у Эйфелевой башни. Свобода, равенство, братство.

Стихи, использованные в эпиграфе, написаны автором статьи

Продолжение следует...

Впервые опубликовано 4 сентября 2008 года под названием «Язык до Парижа доведёт. Ч.1»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале