Музеи Москвы: для россиян или для туристов?
Экономическая подоплёка вопроса понятна. Москва спешно улучшает свой туристический имидж. Считается, что туристический потенциал Москвы используется далеко не в полную силу. Необходимо добиться, чтобы иностранных туристов приезжало больше, чтобы они более комфортно себя здесь чувствовали. Для этого, в частности, необходимо перестроить деятельность музеев.
Музейное дело тихо превращается в музейный бизнес. Когда всё вокруг оценивается на предмет пригодности использования в качестве экономического ресурса, то есть, иными словами, может ли оно приносить деньги, странно было бы, если бы музеи избежали подобной участи. В Москве есть популярные музеи, вход в которые можно сделать дороже без ущерба для количества посетителей. Поводом изменения цены входного билета может быть как раз устранение двойных расценок.
Экономического смысла в специальной цене для иностранцев действительно немного: при продаже билета паспорт не спрашивают. Если билеты покупает человек, сопровождающий иностранцев или хорошо говорящий на русском языке, ему продадут, скорее всего, билеты для отечественных посетителей…
Но кроме экономического, есть ещё и общекультурный аспект. И тут процессы гораздо глубже.
Давайте перевернём ситуацию и скажем, что это не иностранец имеет более высокую цену, а гражданин России получает льготу при посещении учреждения культуры. В такой трактовке подобное положение становится очевидным наследием советской эпохи, когда государство ставило себе целью культурно развивать и образовывать своих граждан. В контексте сегодняшнего понимания государством своих задач, это - явный рудимент. Ныне каждый занимается своим культурным образованием самостоятельно, в меру своего желания и денежных возможностей. Впрочем, лазейку для тех, у кого личный бюджет не выдерживает полновесной цены билета, всё же оставили. В 2012 году каждое третье воскресенье месяца можно будет посетить московские музеи бесплатно. Такая вот культурная норма для бедных: один музей в месяц.
На примере цены музейных билетов человек убеждался, что хоть чем-то в России быть лучше гражданином своей страны, чем иностранцем. Но власти на самом деле не важно, чей ты гражданин, её, прежде всего, интересует твоя платежеспособность. Поэтому она не дорожит привилегиями своих граждан. Поскольку у иностранцев денег больше, для неё, наоборот, важнее, какие условия она сможет обеспечить иностранному туристу.
Хотя, конечно, подобный жест можно истолковать и как своего рода признание. Государство отбирает у своих граждан льготу на посещение музеев, потому что посещение музеев становится всё менее полезным. Особенно это касается экспозиций так называемого современного искусства. Здесь уж речь идёт не о пользе, а о вполне очевидной духовной вредности. Льгота была поощрением граждан приобщаться к культуре. Ныне государство не хочет поощрять своих граждан приобщаться к такой культуре.
Это шутка. Вряд ли мотивация московских властей была столь изощрённой. Но граждане России со своей стороны вполне могут сказать: мы отдаём нашу привилегию посещать музеи по льготным ценам, поскольку мы больше не хотим создавать у лиц, ответственных за культуру, впечатление, что народ поддерживает их действия по превращению культуры в низкопробное, но высокодоходное предприятие.