Теплой Заступнице мира холодного
Когда Пояс, наконец, оказался в Москве, я после долгих и очень мучительных размышлений приняла решение к нему не ходить. Маленьких детей у меня нет – чтобы идти в особую очередь, инвалидом я (слава Богу!) не являюсь, государственным чиновником не служу (тоже слава Богу!). Искать какие-либо пути и возможности пролезть без очереди считаю для себя настолько же неприемлемым, как питаться человеческим мясом. Силы свои и свое физическое состояние оцениваю здраво. Сообщения из других городов недвусмысленно давали понять, что стоять придется довольно долго на холоде. Я не очень сильно ценю свое здоровье, но моя болезнь и тем паче госпитализация в первую очередь ударили бы по моей семье, а зарабатывать баллы святости за счет других мне тоже почему-то не хочется. Нелегко мне далось это решение, и было горько, что я сама не смогу, и радостно было за тех, кто сможет.
Но вот стали поступать первые сообщения – что в СМИ, что в блогосфере, и оптимизма поубавилось. Тут нужно понимать, что Москва - это не только первопрестольная столица российская, это еще и порт пяти морей. В том смысле, что все паломники из российских городов, которые не приехали в Питер, Ростов, Екатеринбург и т.д., все ближнее зарубежье – все они стали ехать в Москву. Никому в голову не приходит их за это осудить, но в многомиллионной Москве есть и свои жители, которым приходилось пропускать и пропускать автобусы с паломниками, и очередь становилась все длиннее и длиннее. Вообще, если где что в Москве дают бесплатно – то Ходынка гарантирована. На сей раз пока все же обошлось без задавленных, хотя кое-кто прохаживался по поводу очереди, сравнивая ее с похоронами Сталина. Однако неподвижное стояние в течение двадцати часов, когда мороз продирает до костей, а с реки еще и дует пронизывающий ветер – это не каждому по силам. А дальше – сообщения стали напоминать сводки с фронтов. «Очередь начинается от Фрунзенской набережной… от метро “Спортивная”… от метромоста на Воробьевых горах…». Люди становились в очередь, зная, что им придется провести в ней сутки, а то и больше. Ситуация достигла своего экстремума. И только тогда начали появляться не одни лишь медоточивые статьи о единении масс верующих, но и критические замечания по поводу организации, и предостережения против излишнего фанатизма.
И у меня есть ряд очень неприятных вопросов.
Почему глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал людей со слабым здоровьем не мерзнуть в очереди только на четвертый день пребывания святыни в Москве? Что мешало ему это сделать раньше – неужели не была ясна общая картина, после пребывания Пояса в других городах России?
Почему светские СМИ столь усиленно пускали рекламу этого события, совершенно не упоминая о том, что в Храме Христа Спасителя постоянно хранится частица Ризы Богородицы, что частица Пояса находится в Троице-Сергиевой Лавре да и в храме Ильи Обыденного, что в трехстах метрах от Храма Христа Спасителя? Я-то видела упоминание о святынях, хранящихся в Храме Христа Спасителя, на сайте храма, но, справедливости ради, - сколько людей, далеких от церковной жизни, бывают на этом сайте?
Почему разъяснения и утешения от священнослужителей стали поступать только после того, как охваченные отчаянием люди уходили из очереди, простояв в ней по двадцать часов?
Почему журналисты, радостно рапортовавшие о наличии биотуалетов, автобусов для обогрева и о раздаче горячего чая, забывали написать, что к биотуалетам нужно пробиваться, что чая на всех не хватает, а зайдя в автобус погреться, ты легко можешь потерять место в очереди?
Почему могла вообще возникнуть эта дикая, совершенно отвратительная ситуация с продажей пригласительных билетов? Я сознательно не хочу разбираться, были ли это приглашения для VIP-персон или эти пригласительные билеты распространялись среди прихожан, как сейчас пишет в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. Если распространялись среди прихожан – тем хуже. С VIP-персон какой может быть спрос, они с мигалками и на тот свет тоже, наверное, попытаются пролезть…
Пребывание Пояса Богородицы в России очень ярко показало те противоречия, которые раскалывают не только российское общество вообще, но и православных людей в частности. Не желая углубляться в споры о подлинности или неподлинности святыни, я с горечью констатирую факт, что значительная часть русских людей, мерзнувших и все еще мерзнущих в очереди, к Православию относятся довольно утилитарно – в данном случае, прикоснуться к святыне, чтобы забеременеть (выздороветь, получить желаемое). Справедливости ради, священноначалие Русской Православной Церкви не устает повторять все эти дни, что одного прикосновение к святыне недостаточно, что нужна жизнь во Христе, соединение с Ним через Причащение Святых Таин. Многие ли из тех, кто стремится прикоснуться к ковчегу с Поясом, услышат этот призыв – я не знаю. Очень хочу верить, что услышат. Но я не хочу утверждать с комсомольским задором, что теперь каждый из отстоявших очередь станет хотя бы иногда подходить к Чаше. А без этого, простите, любое поклонение любой христианской святыне превращается в контагиозную магию: я притронулся к чудотворной иконе, и у меня зубы перестали болеть.
Еще один неприятный момент, о котором нельзя не сказать. Это раскол внутри самого православного сообщества. Споры о подлинности святыни, иногда доходящие до глумления и отсутствия элементарного такта. Осуждение и небрежение. Гордыня – гордыня, лезущая изо всех щелей. Как не совестно людям писать в своих блогах сообщения вроде: «Мне удалось влезть в самое начало очереди, полиция не заметила. По Промыслу Божьему я прошел за 20 минут! Слава Богу за все!». Как не совестно тем, кто прошел по очереди детей, инвалидов или прессы рассуждать о том, сколь мала вера тех, у кого не было сил стоять на ледяном ветру сутки? С каких пор благочестие стали мерить количеством святынь, к которым христианин приложился? Да и то – может ли кто-то сказать про себя, что он достаточно благочестив? Если да, то в воздухе отчетливо запахнет серой. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17).
Больно и горько видеть тот раскол, который творится сейчас в православной блогосфере. Когда одни обвиняют других в язычестве и обрядоверии, и получают в ответ обвинения в ереси и надменности. Святыня, по идее, должна была объединить русский народ. Но русский народ не упустит возможности замутить раздор и склоку. Где-то я увидела утверждение, что привоз Пояса в Россию должен был стать нашим ответом мусульманам – «не только они умеют собирать толпы на Курбан-Байрам». У меня вопрос: а русскому православному человеку нужна толпа, подобная толпе на Курбан-Байрам? Толпы-то мы собирать умеем. Вот еще бы единству научиться… Научиться бы друг друга ценить, любить и уважать. Потому что, когда люди, называющие себя христианами, так друг друга едят поедом, то чего ждать от безбожников? И как смотреть в глаза тем, кто еще лишь на пути к православной вере?
И самое главное – все эти искушения создаем мы сами. Бог поругаем не бывает. Святыня не может привести к расколу – это общество само по себе больно, и в нем надо что-то менять, и менять каждому из нас, а не ждать, пока эти изменения с неба свалятся.
Я даже не сомневаюсь, что из десяти человек, прочитавших мою статью, восемь возразит мне, что я-то сама к Поясу не ходила, потому не имею права рассуждать. Не ходила. «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Но молиться за тех, кто сейчас стоит в очереди, я могу и буду. Желать вразумления осуждающих как с одной, так и с другой стороны, я обязана. Богородице кровавые жертвы не нужны – зачем тогда была принесена искупительная жертва Ее Сына? Ей, Заступнице нашей, нужно другое: наша любовь к Ней. Наша любовь друг к другу. Наша жизнь во Христе. И наше сердце, открытое Богу. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).
Фото из открытых интернет-источников