Пост: где взять щеки осетра и как не есть людей

Около десяти раз в год православные издания становятся кулинарными книгами или дискуссионными клубами элитных рестораторов. Начинаются или заканчиваются четыре многодневных поста: священники и миряне, журналисты и люди самых разных профессий начинают размышлять о смысле поста, его традициях и сложностях, с ним связанных.
 
Фото: Tasty-food.info 
Разумеется, любой разговор о посте невозможен без обсуждения собственно пищевых проблем. Зайдя в любой российский магазин, читатель сразу поймет одну из трудностей российского поста. Наша страна отличается от тех регионов, где были разработаны основные монашеские уставы, включающие в себя и замечания о постной трапезе. Самые известные православные уставы (Студийский или лавры Саввы Освященного, к которому восходит наш Типикон) были созданы в странах с другим климатом, который повлек за собой изменение рациона питания. Так получилось, что часть Петровского поста в этом году я провел в Болгарии: в любом кафе или ресторанчике можно было недорого заказать свежие овощи или рыбу. Для сравнения предлагаю читателям заглянуть в холодильник, чтобы оценить разнообразие рыбы или овощей зимой в России. В качестве утешения могу отметить, что ситуация с рыбой в нашей стране круглый год отличается от средиземноморских стран.

В результате получается ситуация, противоречащая самому смыслу христианского поста. Святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил о том, что верующий в пост должен тратить меньше денег и сил на покупку продуктов или приготовление пищи, а излишек средств или времени уделять тем, кто нуждается в помощи. В наших же реалиях получается, что постная пища часто бывает изысканнее и дороже, чем скоромный рацион.

Подобное противоречие между идеей и практикой поста отчасти возникло потому, что в современной России не существует приходского устава или единых общецерковных рекомендаций о посте мирян. Это приводит к тому, что перед каждым многодневным периодом воздержания верующий в индивидуальном порядке решает вопросы с духовником, который в свою очередь опирается на собственный пастырский опыт, состояние здоровья и обстоятельства жизни духовных детей и церковное предание.
 
Фото: News.vse42.ru 
В свою очередь история Православной Церкви показывает, что с течением времени длительность и количество постов могла меняться, а строгость и обязательность их соблюдения изменяться для монахов, клириков или мирян.

В качестве примера возьмем недавно начавшийся Рождественский (Филиппов) пост и посмотрим, как изменялась практика воздержания в Древней Руси. Этот период воздержания упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным. Стоит отметить, что ограничения этого поста изначально были для мирян менее строгими, чем сейчас. В конце XI века преподобный Феодосий Печерский вводит в Киево-Печерском монастыре Студийский устав, в котором в частности говорится о том, что иноки в Филиппов пост не могут есть «сыр и яйца», поскольку от них отказываются на это время «многие из бельцов». Иными словами некоторые немонахи в этот период ели сыр и яйца. Еще более поразительный пример отличия постовой практики ХI века от современной можно найти в поучении преподобного Феодосия Печерского к киевскому князю Изяславу. Святой Феодосий призывает киевского князя Изяслава воздерживаться от употребления мяса по средам и пятницам, поскольку: «всяк христианин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного». Иными словами, в то время от мирян требовалось только воздержание от мясной пищи. В том же поучении святой говорит о том, что мясо по средам и пятницам можно вкушать, «если случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов». Сейчас пост в среду или пятницу отменяется только при совпадении с праздником Рождества Христова или Крещения Господня.

Постепенно практика многодневных постов становилась обязательной и для монахов, и для мирян, и ко времени создания «Домостроя» (XVI век) идеальная благочестивая семья мирян постится 4 больших поста без мясного и молочного, но при этом употребляет большое количество круп, овощей, грибов и рыбы. Современному читателю очень сложно читать описание запасов постной пищи в «Домострое», поскольку большая часть продуктов в наши дни является либо баснословно дорогим деликатесом типа щек осетра, либо просто не существует в природе. Точно такие же желудочные спазмы современный христианин постом может испытать, читая описания московской постной трапезы в «Лете Господнем» Ивана Шмелева.
 
Фото: Pravoslavie.ru 
Какие же выходы предлагает Церковь из сложной ситуации невозможности соблюдения поста точно по Типикону? К сожалению, в нашей Церкви нет общецерковного соборного документа, регламентировавшего практику постов для мирян, как нет и единого устава приходского богослужения. Ненормальность подобной ситуации понимали и православные начала ХХ века (достаточно посмотреть записки епископов, священников и мирян при подготовке к Поместному собору 1917-1918 гг.), и современные епископы и священники Русской Православной Церкви. В наши дни идет серьезная дискуссия о необходимости издания приходского устава и изменении практики поста для мирян. Некоторые священники предлагают рассмотреть вопрос о том, чтобы молочные продукты вновь стали бы постными для мирян, но это решение должна принимать Церковь во всей своей полноте. Сейчас же совершенно очевидно, что телесный пост очень важен и в подавляющем большинстве случаев полезен, что заповедь о посте дана Богом и человек не вправе ее отменить. Так что остается православным христианам «поститься постом приятным» и помнить одно из самых известных святоотеческих изречений о том, что главное в пост — «не есть людей».

Впервые опубликовано 7 декабря 2011 года
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале