Православная Финляндия: Хельсинки (Ч.2)
Традиция строить большие храмы на возвышении продолжается и в случае с лютеранским кафедральным собором на Сенатской площади, только здесь мы видим искусственный ступенчатый постамент. Собор является центром классицистического архитектурного ансамбля, построенного К. Л. Энгелем в ходе работ по изменению облика города в 1814-1820 гг. - все же Хельсинки стал тогда новой столицей Великого Княжества Финляндского, и ему подобали изменения. В ансамбль входят, среди прочих, также нынешний президентский дворец и здания Хельсинкского университета. А в тени собора еле заметна старейшая православная церковь города - храм Святой Троицы. В нем до сих пор проводятся службы не только на финском, но и на церковнославянском. Также в ведении ФПЦ находятся церковь пророка Илии на православном кладбище в западной части города и домашняя церковь подворья епископа Хельсинкского Амвросия, в последней проводятся службы еще и на шведском, английском и румынском. Но есть в Хельсинки и русский православный Свято-Никольский приход, подчиняющийся Московской Патриархии, объединяющий около 1500 прихожан и два храма, св. Николая и блаженной Ксении Петербургской. Так как русская эмиграция в столичный регион продолжается, то число прихожан постоянно увеличивается. Приход и был создан в 1926 русскими эмигрантами в связи с переходом Финской Православной Церкви на новый календарный стиль и ее отделением от Московской Патриархии. Сами русские, переехавшие в Финляндию, признают, что делятся на две группы: одни стремятся полностью слиться с новой средой, переходят на финский язык, никогда слова хорошего не скажут про страну, которую покинули, а другие наоборот, только сильнее ощущают себя русскими и не собираются от этого отказываться, начинают использовать ранее не замечавшиеся за ними атрибуты русскости, а те из них, кто раньше не был воцерковлен, приходят в Церковь. Разумеется, Русскую Православную.
Финские же православные, как становится ясно из разговоров с ними и из чтения местных соответствующих изданий, организовали свою деятельность очень неплохо. Есть кружки знакомства с православием и изучения Библии в данной традиции, есть просто регулярные собрания верующих, есть отделение Международного Православного Общества (International Orthodox Community), проводящее ежемесячные англоязычные встречи и богослужения. В Успенском соборе существует даже кружок для детей, в котором их знакомят с литургическим богослужением и учат правильно готовиться к Таинству Причащения. Из Хельсинки координируется деятельность главного заграничного проекта ФПЦ - православной миссии в Кении. Как и в Карельской епархии, в Хельсинкской тоже несколько приходов сообща выпускают свое издание, и даже не газету, а иллюстрированный журнал Analogi («Аналой»), выходящий раз в два месяца и содержащий массу ценных советов по духовной жизни, экскурсов в историю церковной музыки и монашеских подвигов, послания высших иерархов ФПЦ, а также расписания богослужений и событий для каждого храма всех выпускающих приходов. В этом журнале читаем, что ФПЦ приняла новую программу развития до 2020 года, названную «Ищущая церковь» (Etsivä kirkko) - во главу угла в ней поставлено развитие представляющих Церковь СМИ, особенно в финском Интернете, где православие представлено еще очень слабо. В проектах даже трансляции богослужений по сети и дистанционное обучение основам веры. Один из местных верующих, студент богословия и продавец православного магазина "Lampukka" («Лампада») Тимо Хаависто заявляет: «Финская Православная Церковь еще очень молода, мы в меньшинстве, но мы гордимся тем, что мы православные». Еще бы не гордиться: в финской лютеранской церкви уже обсуждается возможность регистрации однополых браков, а обмирщение церкви там такое, что трудно сказать, сколько прихожан она потеряла за прошлый год. Около 350 тысяч - многие из которых перешли в православие.
Прощаясь с Хельсинки, лучше всего еще раз пройтись по портовому району. Как раз у пристани рядом с Успенским собором лежит рыночная площадь - на ней расположились прежде всего продавцы сувениров с финской символикой. Все что душе угодно, от брелков до мухобоек, сделанное вручную из дерева и оленьего рога. Здесь же, прямо как в Японии, рыбаки продают только что выловленную рыбу. Еще одно воплощение современного интернационального Хельсинки: чернокожий уличный аккордеонист играет финское танго. Оно хоть и не такое страстное, как аргентинское, но не менее любимо народом и тоже является национальным явлением. Потом хорошо спуститься на юг, оставляя слева пришвартованные огромные лайнеры «Силья Лайн» и «Викинг Лайн» (их причалы даже специально на картах обозначены) и просто вдыхать морской ветер. Августовское солнце еще греет, кое-где в Хельсинки есть даже пляжи. А на самой южной оконечности города и полуострова, в престижном жилом районе, будет большой парк Кайвопуисто, где можно просто гулять часами - или сидеть и разговаривать на лавочках, каждая из которых украшена глубокомысленной цитатой из какого-нибудь современного финского поэта. А когда будет уже подходить время отъезда, возвращаться в центр, к вокзалу теми же улочками - к пяти часам здесь уже почти все закрывается, поэтому стоит поторопиться, если где-то что-то не успели купить и посмотреть - и обнаружить еще один большой парк, Клууви, прямо у железнодорожных путей, и смотреть в сгущающихся сумерках, как мимо пролетают велосипедисты, пенсионеры играют двое на двое в теннис, а чайки устраивают очередное сражение с голубями из-за нескольких брошенных им крошек. И затем отбыть назад, в Москву.