Изнанка университета. Что говорят о студентах работники МГУ
Наше исследование началось с гардероба первого гуманитарного корпуса, продолжилось столовой, затем библиотекой, а потом перебралось в другие корпуса.
Гардероб 1-го гуманитарного корпуса
Памятник графу Шувалову, основателю университета |
Гардеробщицы «малого сачка» первого гуманитарного корпуса — Нина Федоровна и Галина Андреевна.
— Добрый день, интернет-издание МГУ «Татьянин день». Какой нынче студент пошел, поделитесь?
Н.Ф.: Иногда, может быть, не хватает студентам воспитания. Но не знаю, может быть, это у вас субкультура такая...
— Вежливы ли студенты по отношению к вам?
Н.Ф. и Г.А.: Если они начинают нам хамить, мы им об этом говорим. Продолжения обычно не бывает, мы договариваемся. Хорошие студенты.
— А бывают «издержки производства»? Тяжело работать?
Н.Ф.: Тяжело работать чисто физически, потому что ребята приходят беспрерывно, приходится носить пальто, но нам нравятся ребята. Мы сами знаем уже, кто с кем встречается, знаем и кто что может сказать, как что сделать. В целом хорошие ребята, мне нравятся.
— Но вы устаете?
Н.Ф.: В нашем возрасте мы всегда теперь будем уставать. Каждый день прибавляется...
— Как долго вы работаете здесь?
Н.Ф: Четвертый год.
— Вы — тоже?
Г.А.: Да, тоже. А новенькие не очень у нас срабатываются, мы-то уже привыкли, новенькие убегают, потому что тяжело.
— Почему новеньким тяжело?
Н.Ф.: Адаптацию не проходят. Две недели-три выдержать надо, они в первые же дни убегают.
— Из-за сильного «потока» курток и пальто?
Г.А.: Вы знаете, сюда (в «1-й гум» — прим. ред.) никто работать не идет, потому что в других корпусах меньше нагрузка. Да и ноги начинают болеть, и руки, но мы уже втянулись.
Н.Ф.: Да, сколько лет уже наблюдаем: студенты уходят после диплома во взрослую жизнь, просто жизнь уже своя, и незаметно так кажется. Конечно, часто стараемся помочь. Иногда, чтобы не разбаловались, чтобы правильно поступали, говорим «нет, нельзя, это мы не берем...»
— Например, физкультурную форму?
Г.А.: Нет, это берем.
Н.Ф.: Не берем книги. Мы всегда говорим, как в том фильме «Женитьба Бальзаминова», помните? «Что ты — писарь! Для тебя главное, как для солдата ружье, — ручка». Так и мы говорим: «Что вы книжки сдаете, это же ваши учебники?...»
Г.А.: Ружье!
Н.Ф.: Да... мы же даже в первом классе свои учебники носим.
— Скажите, пожалуйста, вам нравится ваша работа?
Н.Ф.: Да, мы ходим сюда с настроением работать. С молодежью работать намного интереснее, чем, например, в той же больнице с больными. Веселые, красивые, глаз отдыхает на вас глядя.
— Стараемся не хамить.
Н.Ф.: Да нет, это редко, но бывает. Но мало ли, у девушки настроение плохое, может быть, она плохо себя чувствует. Или я что-то сказала, для меня это ничего особенного, а для нее — что-то обидное, поэтому мы стараемся не доводить до этого. Где пошутим, где пальчиком погрозим: «Не обижайте, пожилых надо уважать».
— Понятно. Вы переживаете за студентов?
Н.Ф.: Конечно, вещи оставляют, забывают, документы у них стащили... Всех жалко, уже как свои стали...
Г.А.: Правильно, у нас же есть и свои дети, и внуки. Поэтому мы все как-то через себя пропускаем. Как свое, родное... А вообще можно ничего особенного не делать, просто улыбаться, и уже настроение поднимается и у нас, и у вас..
Столовая «1-го гума», второй этаж
— Добрый день, Татьяна Михайловна. Какими вы видите студентов?
— Вижу? Знаете, очень хорошо к ним отношусь, идет детский сад, правда, немного бестолковые, но более или менее культурные по сравнению с предыдущими пятью годами, не такие наглые.
— А мы (автор статьи училась на 5-м курсе филфака — «ТД») были наглые?
— Да, вы были нагловатые. А этот поток идет более или менее приличный. Просто приятно. Не так посуду бросают, более вежливые... И вообще, как я к вам отношусь? Хорошо я к вам отношусь. Все молодые, все красивые. Только, ради Бога, учитесь и будьте здоровы. <...>
— Вам нравится ваша работа?
— Нравится, но здоровья у моего коллектива уже нет. Очень тяжело работать с народом, но говорю же, в этом году студенты неплохие. Вот отличаются резко от предыдущих, я с 2007 года работаю.
Библиотека МГУ, «1-й гум»
Каталог библиотеки МГУ. Фото: Rian.ru |
Читальный зал. Библиотекари, работающие на выдаче книг: Кема и молоденькая Полина.
— Какими вы видите студентов?
К.: В смысле, какими вижу в реальности?
— Да.
К.: Серьезные и вежливые.
— Вы давно здесь работаете?
К.: Недавно.
— Вам нравится ваша работа?
К.: Не особо.
— Как вы сюда попали?
К.: Я по специальности библиотекарь, а здесь пришлось на выдаче работать.
— Откуда вы?
К.: Из Калмыкии.
Подходит Полина, которая ушла за книгами. Я обращаюсь к ней.
— Какими вы видите студентов МГУ? Как они себя ведут, когда приходят брать книги? Вежливы ли они или могут раздражаться, хамить?
П.: Да все могут. Все же люди. Могут улыбаться. Мне очень повезло с первым читателем...
— Расскажите.
П.: Я пришла в библиотеку работать и обалдела. Я еще несовершеннолетняя была. А тут все крутятся, вертятся... Я должна была учиться два дня, стоять на выдаче. Даша, начальница моя, говорит: «Давай, сходи на выдачу, посмотришь, как там все работают. У тебя два дня есть». Я спокойно думаю: «Поучусь два дня», — вышла, а мне девчонки (коллеги — «ТД»): «Видишь, народу сколько, давай работай!» Я схватила читательское требование, книжку, вроде все правильно, пришла с книжкой с требованием и растерялась, не знаю, что делать. Девушка мне: «Вот это я заполняю, это вы берете, туда кладете».
— А давно вы работаете?
П.: С 2004-го.
— Вам нравится или... тяжело?
П.: Ну как сказать, работать вообще не очень приятно. Работа как работа. Если находить позитивные моменты, то легче.
— Что позитивного?
П.: Не знаю. Человек, который хочет найти позитивное, найдет его во всем. Здесь коллектив хороший, это спасает обычно.
— Сложно работать в коллективе?
П.: Нет, мне несложно, я люблю работать в коллективе.
— А преподавателей какими вы видите, когда они приходят за книгами?
П.: Преподаватели исключительно вежливы, в отличие от студентов. Они всегда очень непритязательны, то есть приходят и говорят: «Можно мне...» Такое впечатление, что мы им делаем одолжение, что книжки приносим. Всегда очень по-доброму относятся, не было такого, чтобы преподаватели, как студенты, пришли, швырнули что-нибудь на стол.
— А студенты могут?
П.: Да, бывает. У меня был случай, когда я начинала работать: одна девочка меня так отчитала!
— За что?
П.: Ну, что-то ей не понравилось, она начала говорить, что я тут стою, такая вся из себя, давно ли я от мамки-то отошла, да что я вообще умею. Она была вся такая взрослая, с маникюром, было очень неприятно. Но что я могу сделать? Нельзя же избить читателя... (смеемся)
— А смешные случаи какие-то были?
П.: На самом деле много смешных, но это зависит от специфики работы. Был случай, когда мальчик здесь стоял, обычно народу не много бывает с самого утра, я вышла, улыбнулась. Мальчик вроде уже знакомый, несколько раз уже приходил. «Здравствуйте!» — «Здравствуйте!» — «Так-так-так, и что же у нас сегодня?» Он протягивает бумажку и говорит: «Макиавелли!» — «Очень приятно, Полина». Развернулась и пошла в фонд, посмотрела на бумажку и поняла, что он собственно заказывал мне книжку. Вернулась, мальчик тут уже крючится в припадках смеха.
— Но вам интересно работать среди книг, среди молодежи?
П.: Это интересно для человека, который любит читать. Я не думаю, что в библиотеку придет работать человек, незаинтересованный в книгах.
— Вы любите читать?
П.: Да, я очень люблю читать. Я как пришла, сразу всего Гарсиа Маркеса прочитала первым делом. Сидела, читала. В принципе, удобно, что все под рукой и можно ковыряться в фонде, находить какие-то совершенно уникальные книжки.
— Есть время после работы посмотреть книги, или когда вы успеваете?
П.: Конечно, после работы или во время обеда, по-другому вряд ли получится, потому что идет постоянный поток студентов, плюс у нас еще какие-то внутренние работы по фондам.
— А в чем заключается внутренняя работа?
П.: Фонд в порядке содержать, за книжками следить.
— Заниматься ими, каталогизировать?
П.: Нет, наши товарищи занимаются каталогами, а у нас только работа с фондами.
Гардероб 2-го гуманитарного корпуса, cеверный вестибюль
Начинаем разговор с гардеробщицей Татьяной.
— Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, какими вы видите студентов?
Т.: С удовольствием, но я буквально несколько дней работаю.
— И как вам, нравится?
Т.: Пока еще ничего интересного не вижу, но и ничего плохого. Очень встречаются вежливые.
— А откуда вы?
Т.: Я из Кабардино-Балкарии, из города Нальчика.
— Не могли бы вы позвать вашу коллегу, она, наверное, здесь давно работает?
Дальше наш диалог продолжался с гардеробщицей Лидией Петровной.
— Добрый день! Какими вы видите студентов?
Л.П.: Мы молодеем рядом с ними.
— Вы давно работаете здесь?
Л.П.: Да нет, третий год.
— И как, вам нравится?
Л.П.: Нравится, общаться с молодежью очень нравится. Контингент студентов очень культурный. Плохого ничего не могу сказать. Единственное наврекание, что с ними ругаемся из-за этих вешалок. Когда вешалок нет на одежде (петелек, в смысле), из-за этого у нас бывают конфликты. Говорят «завтра пришью», а назавтра все забывается.
— Тяжело вам работать? Устаете?
Л.П.: Да, конечно, тем более когда зимняя одежда, очень тяжело. Мы уж, конечно, хитрим, стараемся тяжелую одежду не нести в другой конец гардероба. Так, приспосабливаемся.
— А когда вы наблюдаете компании, которые собираются в северном вестибюле после лекций? Какие они?
Л.П.: Интересно смотреть, как они общаются. Обсуждают свои экзамены, задачи по высшей математике, кто как решал, у кого какие ответы. Все мы это слышим, и интересно, конечно. А с каждым годом — мы чувствуем, они все серьезней, серьезней становятся.
— А Вы были студенткой?
Л.П.: Нет, не пришлось, я не поступила, работала.
— Вам нравится ваша работа?
Л.П.: Да, приятно, что в МГУ чисто, следят за порядком. И молодежь, конечно, нравится.
— Вежливы ли здесь студенты? Или бывает, что хамят?
Л.П.: Мне, в общем, никогда. Мы как-то стараемся шутками отделываться. Если к ним относиться нормально, так что же они будут хамить? Здесь не такой контингент людей все-таки.
Главное здание МГУ, сектор А, гардероб справа
Гардероб Главного здания МГУ, сектор А |
Разговор шел с гардеробщицами Таней и Клавдией Николаевной.
— Добрый день, какими вы видите студентов?
Т.: Что могу сказать? Мы их любим, мы их уважаем. Понимаете, это как в семье. Если родители любят своих детей, естественно, их дети будут любить, правильно?
— Они не хамят вам?
Т.: Хочу сказать, что когда мы в том году работали, они свысока на нас смотрели, а теперь и поздороваются, и скажут что-нибудь хорошее.
— Вы давно работаете здесь?
Т. и К.Н.: Второй год.
— А были ли какие-то смешные случаи со студентами?
Т.: Не знаю, мне кажется, с ними вообще интересно работать.
— Весело?
Т.: Конечно, детки они и есть детки... Есть дети из богатых семей, я таких называю просто невоспитанными, может, они и богатые, но невоспитанные. Бывает, что они как-нибудь съязвят, но мы к ним хорошо относимся, и они меняются и становятся тоже хорошими.
— То есть это своего рода воспитательный процесс?
Т.: Да, если в семье начинают детей правильно воспитывать, в любви...
В этот момент Татьяна забирает куртки и отвлекается от диалога, Клавдия Николаевна расспрашивает, откуда я, чем занимаюсь. <…>
Т.: (возвращаясь к диалогу) Все зависит от людей. Если я вам буду улыбаться, то и вы волей-неволей будете мне улыбаться. Если же я вам что-то грубое скажу, то и вы мне тем же ответите. Это же такая система. Если хочешь чтобы с тобой так поступали, значит, и ты так поступай.
— Основной христианский принцип.
Т.: Да, слава Богу, что мы христиане и знаем христианские принципы.
— А в сессионный период, когда студенты приходят нервные, напуганные, на экзамен, как-то пытаетесь их поддержать?
Т.: А как же. Мы говорим: «Обязательно пятерку получишь».
К.Н.: Спрашиваем потом.
Т.: А они прибегают: «А у меня пятерка, пятерка! Хорошо я сдал», мы говорим: «Слава Богу, молодец».
К.Н.: Или номерок даешь, а там две цифры одинаковых, шутишь: «Чтоб удачу принес!»
Т.: Мы их любим, говорим: «Так, ребята, все по очереди становимся, никто без очереди пусть не ходит!» Так что пишите, что есть такие гардеробщицы, которые любят своих студентов, и они им отвечают взаимностью.
Впервые опубликовано 20 октября 2008 года под названием «Изнанка Университета. Ч.2». В нынешней редакции добавлена первая часть, впервые опубликованная 17 октября 2008 года