Религиозный ликбез для госчиновников
В ушедшем году Северо-Западный институт Академии госслужбы Санкт-Петербурга отметил свое 20-летие. Строго говоря, это рубеж условный, поскольку традиция подготовки государственных служащих в Петербурге впервые была заложена еще при Александре I при создании Лицея в Царском Селе. Так что в 2011 году у СЗИ Академии госслужбы была дважды праздничная дата: двухсотлетие Лицея и двадцатилетие создания структуры, готовящей государственных служащих в постсоветское время. О том, что сегодня зачастую госслужба олицетворяет само государство, говорит директор СЗИ профессор В.А. Шамахов: «Какова государственная служба – таково и государство». И неизменно, поднимая вопросы профессионализма государственных служащих, отмечает необходимость требований высокой культуры, патриотизма, безупречных личностных качеств, компетентности в отношении государственных чиновников.
При СЗИ Академии уже более двух лет существует Центр государственно-конфессиональных отношений. Сегодня мы беседуем с его создателем и директором, доцентом Владимиром Ивановичем Даниловым.
- Владимир Иванович, расскажите, как возникла сама идея создания подобного центра?
- Прежде всего, начать нужно с рассказа о создании межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров». Она была основана в Петербурге в 2001 году по инициативе арихепископа Константина, бывшего тогда ректором Духовной академии Санкт-Петербурга. Целью ее создания была координация деятельности в духовно-просветительской области и поддержка отдельных авторских проектов и программ. Сегодня председателями «Покрова» являются ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий и президент Санкт-Петербургского государственного универститета технологии и дизайна В.Е. Романов, а их заместителями стали настоятель Смольного собора, благочинный храмов вузов Санкт-Петербурга протоиерей Петр Мухин и ректор РГПУ им. Герцена Г.А. Бордовский. Чем занимается «Покров»? Конечно же, это культурно-просветительская работа – например, поездки по древнерусским духовным центрам. Это проведение межвузовских творческих конкурсов – ко дню святой мучницы Татианы, Кирилло-Мефодиевский конкурс. Это работа с детскими домами и организация исторических клубов. Особое место уделяется научной деятельности: ведет работу научно-исследовательская лаборатория православной педагогики, проводятся конференции, издаются сборники научных трудов. И каждый год в день святой Татианы проводится торжественный молебен – раньше в Казанском соборе, сейчас уже в Смольном. Затем следует награждение преподавателей, получающих звание «Наставник молодежи». Награждения за успехи, за активную работу получают и студенты.
- Другими словами, возрождаются лучшие духовные традиции русского студенчества.
- Именно так! Поэтому еще до того, как наш вуз стал членом ассоциации «Покров», идеи о создании центра государственно-конфессиональных связей у меня возникали. Мы шли к созданию этого центра нельзя сказать, что очень долго, но, тем не менее, возник он не сразу. Было много споров о его целесообразности. Но интересно другое: когда на ученый совет была вынесена идея создания центра, то особых возражений уже не последовало. А поскольку я был одним из тех, кто стоял у истоков создания Академии госслужбы, единственный представитель первого ректората, то мне и предложили возглавить этот центр – в том числе, и как инициатору его создания.
- Как Вы представили ученому совету Ваш главный мотив целесообразности создания этого центра? Ведь Академия госслужбы – наследница Ленинградской высшей партийной школы, которая готовила пусть и квалифицированные кадры, но в определенном идеологическом ключе. Как удалось направить энергию в нужное русло?
- Я думаю, сама жизнь направила, сам дух времени. Появление такой знаковой фигуры, как Патриарх Кирилл, его активная деятельность – и то, что он наш, питерский. Мне довелось его знать довольно давно, так же, как и владыку Никодима, с которым я был знаком лично. Вся эта атмосфера и оказала соответствующее влияние. Но атмосфера атмосферой, а практическая деятельность – это немного другое. Сыграло свою роль вхождение нашей Академии в ассоциацию «Покров». Постепенно сложился какой-то актив, мы стали проводить городские мероприятия по плану ассоциации, и масштаб работы постоянно возрастал. Для решения административных, организационных вопросов требовалось все больше времени. Но все же главным обстоятельством, которое привело к созданию Центра государственно-конфессиональных связей, было то, что именно в рамках работы «Покрова» я стал обнаруживать невероятную религиозную безграмотность наших уже действующих чиновников. Например, когда женщина-чиновник искренне не понимала, почему ей нельзя войти в алтарь, чтобы лично поздравить митрополита. Даже на таком элементарном уровне люди не знают каких-то базовых вещей, а ведь Православие – все же самая многочисленная конфессия в стране! И именно так сформировалась одна из основных задач нашего центра: религиозное образование для государственных служащих.
Проблема в том, что чиновник абстрагирован от людей. Для чиновника люди – это масса, а общество идет к индивидуализации. Это при коммунистах масса была – все, и провозглашалась нивелировка личности. Так вот, если мы хотим прийти к уважению личности, то индивидуальность должна быть во всем: и в обучении, и в жизни, и в формировании облика города, комфортного для каждой личности. Это нужно иметь в виду. Наши чиновники, к сожалению, сегодня оперируют понятием массы.
- Именно об этом говорил профессор Шамахов, упоминая о необходимости индивидуального подхода в работе государственных служащих...
- Безусловно. И я понял, что уж чиновник, по крайней мере, должен знать основные религии – не только их этическую сторону, но и просто нормы поведения в религиозном обществе.
Вот посмотрите: как себя ведет чиновник, пришедший в церковь? Он настолько не знает, как нужно себя вести, что, не желая обидеть верующих, сразу же своим неправильным поведением их настраивает против себя. Поэтому любой государственный служащий любого уровня, прежде всего, должен уметь себя вести в подобных местах. Это же вопрос элементарной культуры. Тем более, что чиновник должен быть в принципе образцом – этого нет сегодня, но к этому нам нужно стремиться! А пока что все получается наоборот. Поэтому я поставил цель: ликвидировать безграмотность наших чиновников в области конфессиональных отношений, в области функционирования конфессий. И в области потребности конфессий. Что это значит – «религия отделена от государства»? А верующие тоже от государства отделены?
Так что главная цель нашего центра – просветительская. Обучение у нас проходит в рамках повышения квалификации, форма занятий – лекционно-семинарская. В первую очередь это повышение квалификации именно для чиновников.
Вообще, первооткрывателями были москвичи – именно у вас в московской Академии госслужбы была первой создана подобная кафедра, к сожалению, нынче уничтоженная. В декабре 2010 года состоялся телемост с Московской Духовной Академией, на котором присутствовал Патриарх Кирилл, и наш ректор доложил Святейшему о работе нашего центра. Мы получили благословение на продолжение нашей работы от Патриарха.
Конечно, сложностей по-прежнему много. В первую очередь, это сложности организационного порядка: не хватает людей, способных осуществлять все идеи и планы центра. Но я настроен оптимистически. Самое главное, что плоды нашей деятельности уже начали ощущаться. Когда наши чиновники слушают лекции в Духовной Академии, это уже не кажется им странным и непривычным, как раньше. Они привыкают видеть верующих всех конфессий как часть общества – и очень большую часть. Они привыкают к мысли о том, что у каждой конфессии и каждого верующего свои потребности, и к каждому нужен индивидуальный подход. Но мы еще только в начале пути.
- Спасибо, Владимир Иванович, за беседу.
- Спасибо «Татьянину дню». Вы делаете очень большую и важную работу.