Татьянин день – 2012
24 января. В притворе храма то и дело раздается-рассыпается мелодия телефона из церковной лавки. Звонят в основном женщины, часто, как сами говорят, Татьяны:
- Это храм? В котором часу завтра начинается богослужение?
- В девять часов утра, но приходить лучше пораньше. Нет-нет, билетов никаких нет! Просто из-за наплыва гостей Вы можете не войти в храм.
И вот 25 января, заветное утро. С восьми часов в притворе – три аналоя и цепочки исповедующихся. Отцы в красных епитрахилях читают разрешительные молитвы и часто слышится имя «Татьяна». До девяти часов еще далеко, но многие уже стоят в храме. Кто-то ходит по актовому залу и рассматривает картины. Пришедшие приглядываются к разложенным на столах-лавках книгам, готовят записки («Почем заказная? А простая? А сколько имен?». Несколько девушек и женщин заняли места у балюстрады над главной лестницей (хочется сравнить их с «венецианками на балконе», чтобы наверняка увидеть, как пройдет Святейший Патриарх. На самой лестнице – съемочная группа и фотографы. Дверь в притворе открыта, на лестнице дует и холодно, поэтому постепенно фотографы перемещаются на более верхние ступеньки – вглубь храма, где теплее. В самом низу лестницы стоит алтарник в праздничном стихаре. В руках – два огромных букета: один – из разнообразных белых, второй – из разного рода алых цветов и каких-то ягодок.
Почти девять. Несколько размеренных ударов большого колокола – и Святейший Патриарх Кирилл вместе с ректором Московского университета Виктором Антоновичем Садовничим, настоятелем Татианинского храма протоиереем Максимом Козловым проходят в храм.
В храм действительно не войти. Пожалуй, и из находящихся внутри происходящее видно только тем, кто стоит или близко от кафедры, или рядом с амвоном. Учитывая этот деликатный момент, в храме решили организовать трансляцию богослужения. Стоим в притворе, а на большом экране видно все, что происходит внутри храма.
Наверное, самый необычный и один из самых трогательных моментов нынешнего праздника – архиерейская хиротония. Таинство, хиротония, тем более, епископская – момент особенный. И вдруг он происходит в твоем родном храме. Это почти… ну почти как у тебя дома. Все родное, свое, близкое – и вдруг такое великое и непостижимое церковное событие.
Накануне вечером архимандрит Аристарх приходил в Татианинский храм помолиться на всенощном бдении. Не служил, а просто стоял и молился вместе со всеми. В том самом храме, в котором завтра над ним должна была совершиться хиротония.
Бог весть, что он переживал и чувствовал в часы своей последней «доепископской» всенощной. Нам этого никогда не угадать, да, верно, и не стоит пытаться. Но было и есть ощущение, что рядом совершалось, вот сейчас, совсем-совсем близко, в самой что ни на есть твоей собственной жизни, самое настоящее Чудо, одно из самых глубоких и трудно представимых изменений, которые только могут быть с человеком и которые происходят далеко не со всеми. Даже среди монахов.
Справка:
Епископ Аристарх (Яцурин) родился 16 октября 1965 года в Загорске (Сергиев Посад).
«Я родился в семье священника, - сказал будущий епископ Аристарх в своем ставленническом слове. - Детство мое проходило на приходах сельских и городских, куда направляли отца. В период гонений на Церковь мне запрещали пономарить у отца, и я молился в храме. С благодарностью вспоминаю сегодня, как отец вслух читал Священное Писание, жития святых, а я слушал и впитывал Божественные слова своим сердцем. Впоследствии отец и мать были пострижены в монашество, была пострижена и моя бабушка по линии отца. Эти родные для меня люди положили начало моей духовной жизни».
После окончания школы будущий епископ получил диплом фельдшера, работал на «скорой», но, отслужив в армии в 1987 году, поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии 19 декабря 1991 года принял постриг в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
«С благодарностью вспоминаю ее великих старцев и братию высокой подвижнической жизни: архимандрита Кирилла, архимандрита Наума, схиархимандрита Михаила, архимандрита Алексия — моего духовного отца, - вспоминал архимандрит Аристарх после наречения во епископа. - Благодарю милостивого Бога, что за время семинарской жизни сподобил меня грешного и недостойного видеть и слышать наставления наших великих старцев современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая с острова Залит, архимандрита Павла (Груздева), блаженную Любушку. Эти встречи утверждали в правильности выбранного пути, открывали горизонты, укрепляли «колена расслабленные» (Ис. 35:3)».
После рукоположения во иеродиакона и далее в иеромонаха началось его служение на Московском подворье Троице-Сергиевой лавры, а с января 1996 года – в Хабаровскоей епархии. 27-28 декабря 2011 года Священный Синод назначил архимандрита Аристарха (Яцурина) епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии.
«Промыслом Божиим, изволением Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призываюсь к епископскому служению, - сказал будущий владыка в своем ставленническом слове. - Со страхом и трепетом я сознаю свою немощь и огромную ответственность в несении Креста апостольских трудов. Но «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). По слову Господню: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Преклоняю свою голову и надеюсь на помощь и милость Божию, благодать Его, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».
31 декабря 2011 года состоялось наречение архимандрита Аристарха во епископа Николаевского, а 25 января 2012 года в храме святой Татианы при МГУ – епископская хиротония.
Перед хиротонией, после Часов – традиционное для Церкви испытание новоизбранного епископа.
Все духовенство в праздничных красных с золотым облачениях стоит в самой середине храма. На седалищах - Святейший Патриарх, два митрополита, архиепископ и епископ, и перед ними - архимандрит Аристарх, единственный из всех служащих, – в белом.
- Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши? – непривычно звучит в чинопоследовании богослужения прямой вопрос Патриарха. Обычно служба идет своим чередом, молитва за молитвой, и вдруг – живой разговор. Пусть и в рамках канона.
- Хиротонию архиерейския благодати...
- И како веруеши?
- Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя…
Кажется, многие прихожане читали в этот момент Символ веры вместе с пока еще архимандритом Аристархом. Будущий владыка проходил испытание, Патриарх задавал вопросы – и ставленник отвечал на них, здесь и сейчас, перед всей полнотой Церкви, «давая отчет о своем уповании». Отвечал перед людьми и перед Самим Богом. И те, кто читал молитвы вместе с ним – вполголоса или про себя, – тоже участвовали в этом, можно сказать, «поддерживали» ставленника.
Будущий владыка изложил исповедание веры о трех ипостасях Триединого Бога, учение о воплощении Бога Слова, дал обещание соблюдать законы святых апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти поместных и прочие каноны, повиноваться Патриарху и Синоду.
В нашем храме такого не было никогда, и вот теперь, в престольный праздник, в домовом храме Московского университета совершалось Таинство, переданное от самих апостолов. Больше того – происходило ровно то же, что было при Петре, Павле, Иакове, Иоанне, то, о чем читаем в посланиях и Апостольских деяниях. В окно было видно, как мимо храма один за другим проехали два бело-синих троллейбуса. И в том же мире, где ездит этот электрический транспорт, в те же минуты в Церкви совершалось Таинство апостольских времен.
- Благодать Святаго Духа, чрез мою мерность, производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита Аристарха, избраннаго епископа богоспасаемого града Николаевска...
Затем – Литургия обычным чином, и перед чтением Апостола – собственно хиротония. Мы стояли на балконе, но то, что происходило в алтаре, все равно не было видно. Но дело ведь не в том, чтобы видеть (в конце концов, фотографии прекрасно дают понять, что внешне совершалось). Епископы говорят, что архиерейская хиротония совершенно отличается от диаконской и священнической, что это действительно «личная Пятидесятница». Но даже просто присутствуя в храме в этот момент, можно было почувствовать прикосновение чего-то совершенно нерядового, необычного. Может быть, той самой благодати Божией, которая нисходила на рукополагаемого епископа Аристарха.
После хиротонии – первое благословение («Мир всем!» - и вот в храме служит уже на одного епископа больше. Аксиос!
По окончании Литургии – напутственное слово Святейшего Патриарха новорукоположенному епископу:
Преосвященный епископ Аристарх!
Ныне за Литургией по усердным молитвам архиереев, клира и присутствующего здесь народа Божия ты сподобился принять благодать епископства. Создатель Вселенной призывает тебя послужить Ему на архипастырском поприще: тебе предстоит стать преемником апостолов, войти в их труды, быть свидетелем об Истине на земле Приамурья и продолжить миссионерский подвиг тех, кто трудился с ревностью в тех краях.
Господь готовил тебя к этому пути с юности, промыслительно подавая такие обстоятельства жизни, преодолевая которые ты бы возрастал духовно, утверждался в любви Божией. Так ты учился упованию во всем лишь на Создателя, поверял Ему свои чаяния, скорби и радости. Приняв монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, ты получил имя Аристарха, апостола от 70-ти. Решением Священноначалия был направлен в Хабаровскую епархию, где в течение долгих лет нес различные послушания. За эти годы, проведенные на дальнем порубежье нашего Отечества, ты приобрел ценный жизненный и пастырский опыт, который, без сомнения, будет востребован и на новом месте твоего служения.
Теперь же, восприняв жребий архиерейства и получив благодать Святого Духа для несения этого непростого послушания, ты направляешься на епископскую кафедру в Дальневосточный регион. Дела, которые тебе предстоит там совершить, поистине важны для Церкви Божией и для Отечества нашего. Но пусть тебя не устрашает трудность и тернистость этого пути. Если будешь с благоговением и чистотой сердечной работать Господу, то, подобно святому апостолу Павлу, скажешь: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).
Какие же дела ожидают тебя на этом нелегком поприще? Посылая апостолов в мир, Господь повелел им нести слово Истины всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая соблюдать Божии установления (см. Мф. 28:19-20). Благовестие о Воскресшем Спасителе, миссия — вот важнейшее дело Церкви Христовой.
Продолжая подвиг апостолов, помни о том, что проповедь твоя должна быть обращена как к людям воцерковленным, как к тем, кто уже пребывает в Теле Христовом и начал свой путь духовного восхождения, но пока недостаточно укрепился в вере, так и к живущим вне ограды Церкви. Это всё наш народ. И чаще всего те, кто живет вне ограды Церкви, формально находятся внутри этой ограды как люди крещеные.
Людям внешним, ищущим Бога, но находящимся в плену ложных идей и представлений, ты должен показать, что искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа способна придать их жизни новое измерение, наполнить ее светом, подлинным смыслом и духовной свободой. Это так важно в отношении современного человека, который, чувствуя себя внешне свободным, чаще всего оказывается в страшном плену, сковывающем его свободу. И мы знаем, как этот плен навязывается человеку — через мощные информационные потоки, через стереотипы мышления, через моду, через так называемые общепринятые взгляды. К тем же, кто еще нетверд в своем уповании на Всевышнего Господа и Творца, необходимо обращать слова ободрения и поддержки, убеждать, по слову апостола, «кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1).
Научая пасомых единству духа в союзе мира (см. Еф. 4:3), подавай им личный пример добродетелей, «дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). «Сила дел, — свидетельствует святитель Григорий Нисский, — служит великим побуждением к доверию» (Слово на рукоположение). Без силы дел архиерея не может быть к нему доверия со стороны народа. И никакие слова, даже самые красивые и сильные, не сформируют этого доверия, если нет живых дел.
Памятуй о том, что любовь к Господу начинается с любви к ближним. Именно поэтому важной составляющей твоего епископского служения должна стать организация благотворительной деятельности, направленной на помощь нуждающимся и социально незащищенным группам населения: детям-сиротам, старикам и людям, не имеющим крова. Как известно, совместное делание сближает людей и способно преобразовать разрозненных индивидов в крепкую церковную общину. Вовлекай в дела милосердия семьи, чтобы родители творили их совместно с детьми. Это будет и укреплять семьи, и содействовать воспитанию детей в высоких нравственных нормах Евангелия.
В сугубом твоем миссионерском внимании и попечении нуждается юное поколение. В молодом возрасте человек особенно чутко откликается на веяния времени, словно губка, впитывая все новое и интересное. Но разобраться в бесконечном информационном потоке, отделить семена от плевел бывает подчас непросто. Устоять и не запутаться можно, только имея внутренний критерий отбора, четкий ориентир, надежный духовный компас. Таким компасом для человека всегда были, есть и будут заповеди Господни, слово Божие как явление абсолютной Истины, несопоставимой по своей силе, мощи и значению ни с одной человеческой идеей, претендующей на то, чтобы быть истиной. И пусть таким компасом будут для людей и для тебя заповеди Божии.
Воспитывай юношество в любви к Родине, к своему народу, к его истории и традициям. Не попускай того, чтобы плевелы сомнений разрушали национальное самосознание, особенно у молодежи. Пусть непреходящие евангельские истины станут для подрастающего поколения подлинным духовным и нравственным основанием жизни. Поэтому полезно создавать на базе приходов просветительские центры, кружки по интересам, организовывать и принимать участие в молодежных начинаниях и проектах.
Регион, в котором тебе предстоит совершать свое служение, находится на восточных рубежах России. Подобно тому как неприступность любой крепости определяется не только прочностью стен и мощью оборонительных сооружений, но мужеством и стойкостью ее защитников, так и спокойствие и безопасность Отечества во многом зависят от нравственного состояния и твердости веры нашего народа. Заботься о том, чтобы совместными трудами епархиальной, светской власти и заинтересованных общественных организаций, высших учебных заведений, школ, культурных учреждений утверждались великие духовные ценности, каковые мы сегодня называем традиционными ценностями нашего народа, идеалы самоотверженного служения Родине и ближним.
Итак, вступая на стезю епископства, преобразуй мир силой Божественной благодати, данной тебе при свершившемся сегодня рукоположении. Прими сей жезл — символ власти, апостольского преемства и жертвенного служения. От полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай ныне свое благословение пастве, столь усердно молившейся во время твоей хиротонии, дабы архиерейство твое было угодно в очах Начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа. Аминь.
Трогательный момент – первые благословения, которые новый епископ преподает собравшимся в храме людям. В фиолетовой епископской мантии он, не торопясь, обходит в храм, очень внимательно благословляет каждого, до кого может дотянуться рукой, и с улыбкой идет к амвону.
По окончании Литургии Патриарха по традиции приветствовал настоятель университетского храма протоиерей Максим Козлов. От лица прихожан храма он преподнес Патриарху подарок – мозаичную икону Ангела.
- За 17 лет со дня совершения первого богослужения был пройден путь, который привел к признанию того, что наличие храма в вузе, в Университете - это нормально и должно, - сказал протоиерей Максим. - Ваше Святейшество, Перед Вашим лицом прошу Виктора Антоновича об одной вещи. Дело в том, что в минувшие дни совершилось знаменательное событие: после 17 лет непосредственной близости нашего храма к факультету журналистики впервые была отворена дверь, через которую студенты и преподаватели факультета могут проходить в храм непосредственно, минуя двор и довольно морозную ныне улицу. Прошу Виктора Антоновича, чтобы эта дверь более не была затворена. Думаю, этот вопрос можно решить. Если нужно, мы дежурства организуем, все, что угодно, - только пусть эта дверь будет открыта.
Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий преподнес Святейшему Патриарху раритетное издание творения святителя Тихона Задонского, а также сообщил, что передает университетскому храму сертификат на 2 миллиона рублей – на реставрацию храма.
Затем в притворе храма святой Татианы состоялась презентация издания «Московской духовной академии 325 лет. Юбилейный сборник статей в двух томах», которое вышло в трех книгах.
Ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений рассказал об истории создания этого уникального исторического труда. Работа по сбору материала и написанию статей велась в течение длительного времени, а выпуск книги был запланирован специально к 325-летию Московской духовной академии.
Владыка Евгений передал юбилейный сборник в дар Святейшему Патриарху Кириллу, ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничеву, а также в библиотеку Университета.
В ответном слове Святейший Патриарх поблагодарил ректора Московских духовных школ и всех, кто трудился над созданием юбилейного сборника.
В притворе храма и в самом храме уже после того, как ушли архипастыри и служившие священники, – множество народа. Кто-то стоит в очереди за просфорами после Литургии, кто-то только сейчас смог протиснуться к праздничной иконе. Некоторые – только что с улицы: каждый в свое время приехал, чтобы именно здесь помолиться святой мученице Татиане, названной покровительнице Московского университета.
С Праздником! С Татьяниным днем всех Татьян и всех-всех, кто имеет отношение к Московскому университету!
Фотографии Александра Бурого