Святая Нина: быть верной Христу и своему призванию
История святой Нины – о том, какую удивительную жизнь можно прожить, если полагаться на Бога и оставаться верной Христу и своему призванию.
Семья святой Нины была необычной. Святой великомученик Георгий приходился родственником ее отцу Завулону, а братом матери был Иерусалимский Патриарх. Завулон принадлежал знатному роду и вместе с семьей жил в Каппадокии.
Когда Нине исполнилось 12 лет, ее родители вместе с дочерью поехали в Иерусалим. Церковная жизнь и ориентация прежде всего на заповеди Христа были в их жизни очень важны, и супруги договорились посвятить свою жизнь Богу. Завулон отправился подвизаться в Иорданские пустыни, мама Нины, Сусанна, стала диаконисой в Храме Гроба Господня. Понятно, что продолжать воспитание дочери ни отец, ни мать более не могли. Впрочем, по меркам Востока, 12 лет – это достаточно зрелый возраст, так что вполне можно было считать, что долг по отношению к дочери в плане ее начального воспитания родители выполнили. Но странно было бы ожидать от христиан, что, отправившись служить Богу, они бросят свою дочь на произвол судьбы. И действительно, Завулон и Сусанна поручили дальнейшие заботы о Нине благочестивой старице Нианфоре.
Этот момент может выглядеть спорно – не лучше и не честнее ли было бы самим продолжить воспитывать дочь и уйти на служение Господу, например, после ее замужества? Или же в случае, если бы повзрослевшая девушка изъявила желание сама стать диаконисой или заняться иным служением в Церкви, иными словами, была бы как-то устроена в жизни?
Вопрос сложный, но не такой уж неоднозначный. Из дальнейшей истории жизни Нины видно, что этот выбор и этот путь был наилучшим, поскольку ей удалось следовать своему призванию и, в конченом итоге, удостоиться высшей чести, которой только может желать и к которой может стремиться человек – стать святой.
У Нианфоры Нина училась прежде всего вере и жизни по заповедям Христа и внимательно читала Священное Писание.
Как мы читаем Библию? По послушанию? По обязанности? Когда кто-то просит прочесть ему вслух? Или просто стоим в храме на Божественной литургии или всенощной, с трудом улавливая отдельные долетающие до нас слова? Нина читала не так. Для нее это было очень живое чтение, например, она до слез сопереживала рассказу о распятии Христа.
Бывает, что вдруг почему-то мы обращаем внимание на какую-то деталь, которая раньше проходила мимо. Часто это бывает при чтении текстов Нового Завета. А потом, обратив внимание, начинаем думать об этой детали, что-то искать, может быть, что-то менять в нашей жизни.
И вот как-то раз во время чтения Евангелия от Иоанна Нину заинтересовал хитон Господень. Куда он мог деться? Где находится сейчас?
Нина спросила свою воспитательницу Нианфору, и та рассказала, что хитон,по преданию, был отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), которую называют Уделом Божией Матери.
Это было кое-что. Во-первых, стало ясно, что хитон не потерялся и где-то находится. Во-вторых, в общих чертах было понятно, где его искать. Но просто так идти в далекую чужую страну, да еще и имея так мало сведений, было нельзя. И Нина избрала самый лучший вариант – не оставляя мысли найти хитон, стала молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она сподобила ее увидеть, как Свет Христов просветит Грузию, и помогла найти хитон.
Молитвы были услышаны. Во сне Богородица явилась Нине, дала ей сплетенный из виноградной лозы крест и сказала, чтобы девушка взяла крест и шла в Грузию проповедовать Евангелие. Также Пресвятая Дева обещала быть Нине Покровительницей.
Проснувшись, Нина увидела в своих руках крест, который был ей вручен во сне (сейчас он хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе). Сперва она рассказала о сне своему дяде – Иерусалимскому Патриарху и только получив его благословение (то есть проявила послушание, а не самовольно отправилась в миссионерское путешествие), начала свой путь в Грузию.
Конечно, дорога в Грузию была опасной, и Нина чудом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата. Чтобы утешить и укрепить ее, девушке явился Ангел, и она продолжила пусть.
В 319 году девушка пришла в Грузию и поселилась около древней столицы – Мцхета. Нина просто жила, как привыкла жить в Иерусалиме – по заповедям Христа – и всем окружающим рассказывала о своей вере. Но какая сила была в ее словах, каким блеском любви к Богу горели ее глаза и как велика была пребывающая с нею благодать (известно, что ее проповедь сопровождалась чудесными знамениями), если люди начинали верить во Христа и рассказывать о чужестранке, так что слава еераспространилась едва ли не по всей стране? Однажды в праздник Преображения Господня в присутствии царя и множества народа по молитве Нины с горы были незвергнуты грузинские языческие идолы.
Вскоре Нина пришла в Мцхет и поселилась в доме у царского садовника. Его жена никак не могла зачать, а по молитвам Нины смогла забеременеть и уверовала во Христа. От серьезной болезни Нина исцелила грузинскую царицу Нану, и та тоже стала христианской.
Все эти люди деятельно проявили свою благодарность Богу: они стали христианами не по названию, а на деле. Например, царица Нана стала святой и ее память Церковь празднует в октябре.
Сейчас нередко возникает тема взаимоотношений между супругами, один из которых – верующий, а второй – нет. Чаще верующей оказывается женщина. Так было и в семье Наны. Ее муж, несмотря на исцеление жены и на то, что сам видел, как были низвергнуты идолы, не только не уверовал во Христа, но и замыслил подвергнуть Нину мученической казни. Почему он отреагировала на произошедшее именно так, сказать сложно. Но в тот момент, когда он придумывал для Нины казнь, солнце померкло и место, где находился царь, погрузилось во мглу. Правитель Грузии ослеп. Его приближенные стали молиться идолам – но безуспешно. Тогда они вспомнили о Боге, к Которому взывала Нина, и воззвали к Нему. Мрак рассеялся, царь Мирианн был исцелен. Он принял Святое Крещение, его примеру последовали и приближенные. Вскоре христианство окончательно утвердилось в Грузии.
Нина увидела Грузию просвещенной Светом Христовым, теперь оставалось найти хитон. По молитвам Нине было открыто, где он находится, и на том месте построили первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).
В Грузии появились священники и диаконы, но горные области оставались языческими. Нина продолжила свою проповедь и вместе со священником Иаковом и диаконом отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли Крещение. После гор Нина отправилась на Восток и поселилась в селении Бодбе в маленькой палатке на склоне горы. Она молилась Христу и рассказывала о Нем окрестным жителям. Многие обращались ко Христу и принимали Крещение.
Удивительно, сколько людей по молитвам святой Нины стали христианами. От самых простых до самых знатных, мужчин и женщин, разного возраста и разных профессий. Целая страна была просвещена стараниями одной молодой девушки, которая когда-то в 14 лет загорелась идеей найти хитон Господень и увидеть далекую страну Грузию просвещенной Светом Христовой Истины!
Нина умерла, когда ей было около 67 лет. О своей смерти она узнала заранее и послала к царю Мирианну письмо с просьбой направить к ней епископа, чтобы тот приуготовил ее в последний путь. Очевидно, что Нина была святой. Ей являлся Ангел и сама Царица Небесная. Но как истинная христианка Нина была послушна Церкви и не мыслила свою духовную жизнь вне церковной ограды, вне этого мистического Тела Христова, в котором действует Святой Дух и возможно приобщение к Телу и Крови Христовым.
К умирающей Нине приехал и епископ, и сам царь и все духовенство.
У смертного одра святой Нины произошло множество исцелений, а святая по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и своей жизни.
Причастившись, святая Нина завещала похоронить ее тело в Бодбе и мирно отошла ко Господу. Это было в 335 или 347 году, после 35 лет апостольских подвигов.
Царь, духовенство и народ хотели перенести останки Нины в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы, и тогда царь повелел на этом месте построить храм во имя родственника святой Нины - святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
Мощи святой, по ее повелению сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января (27 января по новому стилю), в день ее блаженной кончины.