Католическое Рождество
Лесная красавица
Празднование Рождества начинается дома. Недаром в это праздничное время у учащихся начинаются каникулы!
В первую очередь приближение Рождества ( как у нас в стране - приближение Нового года) ощущается, когда в доме появляется роскошная лесная красавица - елка. Считается, что традиция украшать елку пришла от германских народов, для которых вечнозеленое дерево было символом жизни и плодородия. Елку приносят в дом отнюдь не из-за верности языческим традициям и не ради пряного аромата хвои. Это светские люди ставят елки задолго до Рождества и радостно сообщают (как в этом году), что город Лиссабон раньше всех в Европе нарядился к Рождеству - уже в конце ноября. А вообще елку принято ставить только в канун Рождества, 24 декабря, когда (в западной традиции, ведь мы говорим о католическом рождестве) отмечается день Адама и Евы. В христианстве ель приобрела особый смысл. Обвешанная разноцветными игрушками, фруктами и сладостями, она выступает как символ райского дерева с изобильными плодами. С наступлением Рождества ее значение меняется. Теперь она символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа.
Рождественские ясли
Еще одно традиционное украшение дома в Рождество - сантоны. Это макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные - бык и осел. Они пришли к нам из Средневековья. С 13 века в католических костелах стали устраивать ясли. В небольших нишах помещались деревянные, фарфоровые или глиняные фигурки, изображавшие сцену Рождества. Такие ясли (или вертепы) можно видеть и в наших храмах. Дети и некоторые взрослые внимательно рассматривают простую и прекрасную композицию. Она напоминает кукольный домик и так ясно и понятно рассказывает о величайшем событии в истории. Как росписи и скульптуры, рождественские ясли порой были единственным источником, из которых неграмотные, не умевшие читать люди могли узнать о Рождестве. Со временем ясли стали ставить не только в храмах, но и в домах. Они стоят несколько недель до Праздника свечей (2 февраля).
Рождественская трапеза
В сочельник, когда на небе загорается первая звезда, вся семья собирается за праздничным столом. Если кто-то живет в другом месте, он должен найти возможность на Рождество приехать в родительский дом. Не исключено, что у молодого человека или девушки могут быть очень близкие и теплые отношения с друзьями. В Испании, например, считается, что ты можешь праздновать с друзьями Новый год. А вот Рождество - только в семье. Существует добрый обычай приглашать на Рождественскую трапезу кого-то бедного или одинокого, например, сироту из приюта или старенькую соседку. Это будет прекрасным знаком принятия Христа. Одно место за столом остается незанятым - для предполагаемого гостя. Это означает не только то, что семья с радостью пригласит за стол путника. Который постучится к ним в дом, но и то, что собравшиеся за столом люди готовы принять Христа, для Которого некогда не нашлось места в гостинице. Когда-то в память о Вифлеемских яслях пол или стол застилали сеном. Сейчас на стол иногда кладут немного сена, на которое возлагают фигурку Иисуса Христа или пресный хлеб - облатку. Рождественская трапеза - это не просто семейный ужин. Она символична.
Многочисленность блюд на столе - знак Божьего благословения времен пришествия Христа - Мессии, которое пророки описывали в образе пира. Число блюд на трапезе не случайно: оно равно священным числам - 7 или 12. В начале трапезы все стоя осеняют себя крестным знамением и кто-нибудь читает отрывок из Евангелия - о Рождестве (Лк 2, 1-20) при зажженной свече и украшенной елке. Затем отец или мать обращаются к родным со словами пожеланий и начинают читать молитву «Отче наш», к которой присоединяются остальные. После этого все собравшиеся преломляют между собой пресный хлеб (облатку). Преломление облатки - старинный христианский и славянским обычай, который имеет отношение к Таинству Причастия.
Рождественский пресный хлеб - это освященный хлеб, аналогичный тому, который используется при совершении Евхаристии. Облатка - это не причастие, а символом любви и единства, которые Христос приносит людям в Своем Рождестве.
Верующие делятся друг с другом хлебом, принося извинения за вольные и невольные обиды и от всей души поздравляя друг друга. Далее начинается сама трапеза, при звуках рождественских мелодий, которая длится обычно до выхода в храм на вечернюю рождественскую мессу.
Три мессы
Теперь празднование продолжается в церкви. Исходя из особой значимости праздника Рождества Христова, Католическая Церковь предусматривает в этот день три различные мессы с самостоятельными библейскими чтениями: в полночь («Пастырская»), на рассвете (утренняя. «Ангельская») и днем (символически это означает: в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих). По старинной традиции, каждый священник в этот день совершает все три эти мессы, а верующие приглашаются участвовать, по возможности, в каждой из них. Причем, они могут принимать причастие более одного раза. Если у человека получается присутствовать только на мессе сочельника («Пастырской»), считается, что формально он выполнил свои религиозные обязанности присутствовать на праздничном богослужении.
Немузыкальная октава
На этом празднование не заканчивается и продолжается еще в течение 8 дней или, по-латыни, октавы. Второй день праздника, 26 декабря, посвящен памяти первомученика Стефана, третий день, 27 декабря - память Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершают обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря - память святых Невинных Младенцев Вифлеемских (в этот день священники дают особое благословение детям). Праздник Святого Семейства - Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника - отмечают в воскресенье, которое выпадает на один из дней октавы, или, если на эти дни не выпадает воскресенья, 30 декабря. Празднование Рождества завершается 1 января, когда с особой торжественностью отмечают День Пресвятой Богородицы. Соответственно, католик обязан принять участие в мессах во все вышеупомянутые праздники, а также во все воскресения и в день Богоявления (6 января).
На Рождество принято дарить подарки. Этот обычай можно связать сразу с несколькими моментами. Во-первых, это евангельское повествование о волхвах, которые пришли поклониться Христу и принесли ему в дар золото (как царю), ладан (как Первосвященнику) и смирну (как человеку, который смертен). Во-вторых, это Святой Николай (иначе Санта Клаус), который тайно дарил беднякам разнообразные подарки в канун Рождества. Наконец, это известная и на востоке, и на Западе традиция колядования. Обычай дарить за песни колбасу, мясо, яблоки и прочую снедь стал обычаем преподносить подарки своим близким.
По материалам сайта «В свете Евангелия» http://procatholic.ru/
Фотографии с праздничной мессы в соборе Непорочного Зачатия выполнены Юлией Руденко.