Таинство Елея

С Таинством Елеосвящения (Соборования) связано, наверное, наибольшее число предрассудков. И от забытых грехов «помогает», и от насморка... Смысл таинства объясняют священники Андрей Игумнов и Сергий Круглов.


Болен ли кто из вас? (Иак 5:14)

 

Таинство Елея - таинство отходящих от мира сего?

 

Таинство Елея, совершаемое в Православной Церкви, имеет разные названия. В богослужебных книгах оно именуется просто Елеем, Святым Елеем, Елеопомазанием, Елеосвящением, Молитвоелеем или Молитвомаслием, Маслосвящением (греческое слово елей на церковно- славянский переводилось как масло). Все эти наименования взяты из греческих текстов, принадлежащих глубокой древности.

В обыденной речи Таинство Елея по крайней мере с XVI века называется также Соборованием, Маслособорованием, что объясняется соборным совершением таинства семью пресвитерами и при собрании многих верующих.

В Таинстве Елеосвящения болящему испрашивается исцеление от болезней и отпущение грехов. Ошибочным является мнение, будто Елеопомазание преподается исключительно умирающим. Такое убеждение сформировалось под воздействием римо-католического богословия, поскольку на Западе до XII века таинство это называлось "помазанием немощных и таинством отходящих от мира сего", а решением Тридентского собора (1543-1563 гг.) переименовано в "последнее помазание". Между тем в Православной Церкви последним напутствием для умирающего является собственно причащение Святых Таин, предваряемое исповедью и разрешением грехов.

Существенно отметить, что в Православной Церкви имеются различные виды елеопомазаний, которые наружно сходны с таинством, о котором мы ведем речь, но при этом являются всего лишь религиозными обрядами или церковными священнодействиями. Так, православные миряне имеют древний обычай помазываться елеем из лампад у святых мощей или чудотворных икон, по вере своей получая исцеления. Здесь мы говорим о благочестивом обычае, который не является ни таинством, ибо не установлен Господом Иисусом Христом, ни церковным обрядом, поскольку Святая Церковь не учреждала вышеупомянутого обыкновения.

Из истории Церкви известны случаи, когда святые угодники Божии, подвижники веры и благочестия благословляли елей и помазывали им приходящих. Однако в данном случае также не совершалось положенное при совершении таинства освящение елея. Кроме того, святые творили исцеления, употребляя и благословенную воду, и сухарики, и проч.

В XIV-XVII веках в нашей Церкви существовал чин елеопомазания болящего. Он совершался священником с пением покаянных тропарей, чтением апостольского послания святого апостола Иакова о призвании пресвитеров к болящему, евангельского повествования об исцелении при Овчей купели, с произнесением над главой болящего молитвы и помазанием его со словами: "Благословение Господа Бога и Спаса нашего, на исцеление души и тела". При помазании читалась вторая молитва, затем следовали сугубая ектения и отпуст. Очевидно, что данное чинопоследование также не было таинством, поскольку в нем не было ни моления об оставлении грехов, ни освящения елея.

В настоящее время в Православной Церкви есть чины освящения елея, входящие в состав Таинства Крещения; литии на всенощном бдении в воскресные и праздничные дни, когда бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея; чинопоследования освящения нового дома и др. Однако во всех данных случаях речь идет не о Таинстве Елеосвящения, а о церковных священнодействиях, совершаемых для блага, назидания и освящения верующих.

Таинство Елеосвящения установлено Самим Спасителем, заповедовавшим апостолам исцелять недугующих: "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте" (Мф. 10:8). И те делали это посредством помазания елеем: "изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6:13).

 

Веществом таинства является растительное, предпочтительно оливковое масло. Еще в Ветхом Завете елей служил внешним знаком сообщения даров благодати. При Соборовании освященный Елей служит образом благости и милосердия Божия, а также соотносится с человеческим естеством, будучи по учению Священного Писания одним из жизненно важных продуктов наравне с хлебом, вином и водой. В Святом Елее помазания символически изображают милосердие Божие к недугующим и грешным, благодать исцеления от болезней телесных и душевных, источник утешения, мира и радования духовного, просветление ума, согревание сердца в вере и добродетели, укрепление в трудах.

 

Допустимо ли Соборование здоровых?

 

В древности бывали примеры, когда здоровые, присутствуя при Елеосвящении, также были допускаемы к помазанию.

Господь Иисус Христос, установивший Таинство Елеосвящения, сказал: "Не требуют здравии врача, но болящии" (Лк. 5: 31). В 163 правиле Номоканона при "Большом Требнике" говорится: "Елеосвящение бывает каноничным лишь тогда, когда совершается по апостольскому установлению над больными". В то же время нельзя забывать, что Таинство Святого Елея преподается страждущим и телесно, и душевно. Прибегающий к благодатной помощи Божией может быть внешне здоров, но страдать от скрытых внутренних недугов, нуждающихся во врачевании.

Таким образом, вполне возможно общее Елеосвящение, связанное с очищением от грехов, покаянием и подготовкой к достойному причащению в дни, преимущественно для этого предназначенные. Отсюда и практика общего Елеосвящения, в том числе и здоровых, во время Великого поста по благословению архиерея. Это есть исключение из общего правила, имеющее силу обычая, установленного практикой Церкви.

Важно памятовать, что необоснованно преподавать Елеопомазание тем, кто находится в ожидании будущих опасностей, болезней и испытаний, что было бы действием суеверным и противным учению Святой Церкви.

 Священник Петр ИВАНОВ

по книге прот. Михаила АРХАНГЕЛЬСКОГО "О ТАЙНЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ. Исследование об историческом развитии чинопоследования Елеосвящения."

М., "Синтагма", 2001). http://www.typikon.ru/liturgic.htm

 

Священник Андрей Игумнов, МДА: «Цель таинства находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней».

 

Смысл и цель таинства елеосвящения в избавлении человека от болезни и в прощении грехов. Эта двоякая цель находит своё оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней. Источник болезней, по этому воззрению, заключается в грехе. Но, конечно, бывает и иная природа болезней, к примеру, свт. Иоанн Златоуст в своём слове о статуях (Беседа 1:6) насчитывает 8 причин, по которым добродетельный человек подвергается болезням. Мысль о связи греха и болезни находит своё отражение в молитвах таинства, в них священники просят Бога как об исцелении, так и о прощении грехов больного.

  Елеосвящению обычно предшествует исповедь. Таким образом, елеосвящение в духовном отношении тесно связано с покаянием. Это не значит, что покаяние есть само по себе недостаточное таинство, но только больной по немощи не может исполнить все условия истинного покаяния. При таинстве же елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор духовенства и умоляет Бога даровать недужному вместе с телесным здравием и отпущение прегрешений. Исходя из этого, становится понятным древний запрет на совершение елеосвящения над здоровыми. Хотя на практике всегда встречались исключения, встречаются они и сейчас. Это связано с широким пониманием слов ап. Иакова "болен ли кто из вас" (Иак 5:14) -к больным причисляют не только страждущих физическими недугами, но и находящихся в скорби, унынии, изнемогающих от греховных страстей... В Московских духовных школах установилась традиция совершать елеосвящение над учащимися один раз в год (в середине Великого поста).

 

Священник Сергий Круглов, клирик Свято-Спасского собора в городе Минусинске

 

Для чего нужно таинство елеосвящения - можно прочесть в любом катехизисе Православной Церкви: для смягчения и цельбы телесных болезней. Происхождение таинства основано на наставлениях апостола Иакова, главы Иерусалимской христианской общины, очень авторитетного в свое время иерарха Церкви Христовой, данных в его Послании. Одно дело - когда человек молится об исцелении в одиночку, другое - когда вместе со всей Церковью, когда, по слову Христову, и Он Сам среди молящихся. Полноту Церкви в данном случае  и призваны явить семь священников  - именно такое число указывается Священным Преданием  - совершающих таинство для болящего (в наше времечко, увы, бывает ровно наоборот - один священник и много болящих,  тем не менее, и в таких условиях Господь делает таинство вполне действенным). С таинством елеосвящения (по-простонародному - соборования, от слова "собор", "собирать") связано, как мы знаем, и немалое число предрассудков. Один из них - что в этом таинстве прощаются "забытые" грехи. Откуда идет такое представление - понятно: душа и тело человека связаны, от греховных страстей души страдает и тело. Однако, во-первых, всегда ли болезни -"наказание за грех"? Младенец родился больным - за ЧЬИ же грехи он страдает, разве за свои?....вопрос непростой, верно? А во-вторых, на практике священники видят, что такое воззрение о "забытых грехах "приводит к тому, что многие относятся к таинству елеосвящения потребительски: вот мол, приду, батюшка меня маслицем  помажет - и буду чист от грехов, и не нужны мне покаяние, исповедь, труды над собой, исполнение заповедей Христовых...

      Еще один предрассудок - что это таинство предсмертное, что соборуют только, провожая человека в последний путь... Елеосвящение, повторим - именно для смягчения телесной болезни, для  возвращения человека к активной жизни в лоне Церкви Христовой, об этом неоднократно говорится и в молитвах, читаемых священником во время соборования.

      Немаловажное дело - чтобы сам болящий не просто пассивно подвергался действиям батюшки, а участвовал в общей молитве. "Молитва веры исцелит болящего" - эти слова ап.Иакова напоминают слова притчи Христовой о вдове и неправедном судье, о необходимости упорства в молитвенном труде.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале