Вокруг да около Рождества

Или дневник того, как Гарвардский стажёр почти прозевал Christmas — так назвал свой рассказ давний друг «Татьянина дня», журналист Андрей Золотов, десять лет назад наблюдавший за происходящим в канун праздников на североамериканском континенте от Канады до Мексики.
 
Оттава. Фото Worldtravel.com 

4 декабря. Оттава (Канада). В этом приятном тихом городке, который трудно вообразить столицей государства, куда прилетел на конференцию, развешаны афишки о том, что сегодня вечером у здания парламента — официальная церемония зажжения рождественских огней. Illumination Ceremony.

Как-то впервые осознал, что иллюминация и просвещение — одно и то же слово. Вчера вечером тут устанавливали помосты, монтировали огни на елках. Сегодня — полная площадь народу. Морозно. В руках — зажжённые свечи. Бойкие очереди строятся к бесплатной раздаче какао и каких-то пирожков. Жаль нету пунша, как на улицах, например, Вены в эти дни. На сцене детские хоры сменяются двуязычными речами политиков — одни и те же слова говорятся по-английски и по-французски, из-за чего все долго.

Огоньки зажигает премьер-министр Стивен Харпер, лишь сегодня чудом удержавшийся у власти. Пока. Здесь же генерал-губернатор Канады и другие местные начальники. Подчеркивается, что огоньки диодные, энергосберегающие. Стоят 14 флагов — федеральный с кленовым листом и 13-ти провинций Канады. В эти же минуты огоньки зажигают во всех столицах провинций и в других городах, включая инуитов (эскимосов) на крайнем севере. В речах говорят о том, как эта церемония связывает между собой всю страну. Несмотря на официально-пропагандистскую составляющую, всё очень мило и радостно. Вот и рождественский сезон начался, думаю... 

5 декабря. Раннее утро по местному времени. Телефонный звонок из Москвы сообщает о смерти патриарха Алексия. В этот день возвращаюсь в Бостон. Здесь тоже праздничные огоньки зажгли. Но все мысли — в Москве, и все рождественское настроение на ближайшие дни летит в тартарары.

 
Кембридж. Фото: Worldtravel.com 

11 декабря. Кембридж, штат Массачусеттс (фактически пригород Бостона). Наше подразделение Гарвардского университета — Нимановский Фонд по журналистике — устраивает свою рождественскую вечеринку. Почему так рано? Чтобы застать еще всех на месте, а то занятия уже заканчиваются и вскоре люди разъедутся на каникулы. В особняке, принадлежащем фонду, поставили ёлку и с другой стороны на столике ханукальный восьмисвечник. Одна из сотрудниц фонда собирает среди коллег и стажеров пожертвования на детский приют — просят зимние вязаные шапочки, шарфы и варежки. Вешают их на елку вместо украшений. 

На улицах, у магазинов школьники или представители «Армии спасения» с колокольчиками тоже стоят с коробками и собирают пожертвования. 

Кругом много разговоров о том, насколько меньше в этом году из-за кризиса люди купят подарков. Все гадают, но идут покупать подарки — как всегда. И из каждого видимого и невидимого репродуктора раздается «Jingle Bells». 

В эту неделю по всем предметам — последние лекции. Теперь осталось только писать курсовые и кому надо — сдавать экзамены. Но это уже в январе, после Нового года. Университет начинает пустеть. 

 
 Репетиция Рождественского богослужения в Кембридже. Фото: Worldtravel.com 

14 декабря. Наши планы ехать на Рождественские каникулы в Калифорнию расстроились. Но сегодня встретили друзей, которые собираются лететь в Мексику. Желание «ехать в тепло» непреодолимо, и я сажусь в интернет искать варианты в Мексике. Оказывается, несмотря на кризис, всё распродано и то, что осталось, очень дорого. 

15 декабря. В Университетской церкви — неопределённой деноминационной принадлежности протестантской Memorial Church — вчера и сегодня торжественные службы с пением рождественских хоралов. Храм полным полон, убран красными цветами пуансеттиями, еловыми венками и зажженными свечами. На входе раздают последование и ноты. После органной прелюдии c пением Adeste Fideles торжественной процессией входят хор и служащие, а затем евангельские чтения и специальные молитвословия (один из пасторов, разумеется, женщина!) перемежаются виртуозным пением знаменитого Гарвардского хора (конкурс по набору в этот хор проходит в два тура!) и хоралами, с энтузиазмом подхватываемыми всем народом. Среди прочих звучит молитва «о всех потерявших работу и находящихся в сложных материальных обстоятельствах» — дань кризисному времени.

Перед походом на службу отвели детей к няне — в колумбийскую семью, живущую по соседству. Рождественская ёлка была у них наряжена как минимум с середины ноября, а то и раньше. А сегодня стоял дым коромыслом: отец семейства сооружал вертеп. Судя по размаху работ, вертеп должен был занять не менее половины гостиной и состоять из множества деталей. Хозяйка объяснила, что животные будут добавляться в вертеп каждый из оставшихся девяти дней, а в самую рождественскую ночь в вертеп будет положена скульптура новорождённого Спасителя. 

 
 Мексико-Сити. Фото: Worldtravel.com 

18 декабря. Канкун, Мексика. Мы все же улетели сюда — на шесть дней как раз до западного Рождества. В предрождественские дни удалось найти недорогие билеты и гостиницу на море. Кругом даже довольно свободно — не так уж много людей. В этом почти тропическом курортном городе так забавно смотрятся искусственные ёлки, снеговики и вертепы под пальмами. Встречаются машины, украшенные оленьими рогами — дескать Санта Клаусы едут. В остальном курортная жизнь течёт своим чередом в ожидании главного заезда в Сочельник. 

24 декабря. Вылетаем в обратный путь. В аэропорту уже все говорят «Merry Christmas», обслуживающий персонал в красных сантаклаусовских шапках. Но рейс Канкун-Чикаго задерживается на полтора часа. В Чикаго надо проходить американский пограничный контроль, таможню и пересаживаться на рейс до Бостона. Но по прилёте очередь на границе такая, что ясно, что мы на свой рейс уже точно опаздываем. Открыты лишь несколько пограничных будок — уже вечер, и большая часть офицеров ушла домой справлять праздник. Нас перерегистрировали на утренний рейс и отправили ночевать в гостиницу — нежданно-негаданно встречать западное Рождество в заснеженном морозном Чикагском аэропорту.

Голодно. Но поесть уже негде. Ресторан в гостинице закрыт, девушка с прибалтийским акцентом на ресепшн еле стоит на ногах от усталости. На весь огромный чикагский аэропорт работает одна пиццерия, которая готова доставить пиццу лишь через час. Отказываемся. Ужинаем орешками из мини-бара и рождественскими печеньями, предлагаемыми на ресепшн. Такие печенья здесь пекут много и охотно раздают всем ближним и дальним. Подруга рассказывала мне, что учительница английского языка и литературы у её дочери в школе каждое Рождество самолично печёт 12 тысяч печений и раздаёт их и своим ученикам, и бездомным, и в приюты.

 
Фото: Worldtravel.com 

Наши дети засыпают, а я смотрю папскую рождественскую службу по телевизору. Транслирует из Ватикана NBC — один из национальных американских телеканалов. Без рекламных разрывов. В преимущественно протестантской, гордящейся своим секуляризмом стране. Видимо, секуляризм от такой трансляции не страдает. Удивляет проповедь папы Бенедикта XVI — глубокий, весьма непростой для восприятия богословский текст, читаемый бесстрастным монотонным голосом по бумажке. То ли действительно так высок уровень богословской подготовки многомиллионной мировой католической аудитории, то ли переоценивает его Папа Римский, то ли просто ничего не может поделать с собой профессор Ратцингер. 

За окном — настоящий снег, настоящий десятиградусный мороз и мерцающие огоньки елки. 

25 декабря. Наконец летим в Бостон. В самолёте читаю Financial Times. Большая статья «Ради чего все это» с подзаголовком «Финансы и вера». Среди примеров растущей религиозности перед лицом финансово-экономического кризиса нашлось место и нашим многочасовым очередям прощавшихся с почившим патриархом (хотя думаю, здесь большой связи с кризисом нет). Общий смысл статьи — кризис как морально-нравственная корректива к современному капитализму. Здесь же репортаж о том, как встречает Рождество еще вчера богатая, а сегодня резко обедневшая Исландия. 

 
Бостон. Фото: Worldtravel.com  

Практически все газеты в эти дни публикуют статьи и комментарии о Рождестве, причём не столько бытописательные, сколько рассуждения о смысле этого праздника — фактически проповеди на страницах мнений. Интересно следить за политическими направлениями этих комментариев: либералы ищут христианские основания для критики консерваторов, отстаивающих христианский характер Рождества. Есть смутное ощущение, что проект «Возвратим Христа в Рождество» имеет свои плоды: большая часть статей даже в либеральной прессе подчёркивает религиозный характер этого праздника, а не некую размытую традицию.

Вот один баптистский пастор в Канзасе, Майкл МакКинни, даже призывает разделить Рождество по времени на два праздника: создать светский «зимний праздник» с покупками, подарками и Санта Клаусами и праздновать его непосредственно перед 25 декабря, завершая распродажами 26-го числа. И отдельно от него праздновать «Христианское Рождество» (Рождество Христово?), включающее в себя адвенты, а также период от 25 декабря до Нового года. Интересно, знает ли пастор Маккинни, что этот проект фактически осуществлён в постсоветской православной России, только с чуть-чуть другими датами? 

Но о чем в России часто забывают, именуя 25 декабря «католическим Рождеством», так это о том, что в этот день Рождество Христово празднуют не только протестанты, но и большинство православных Церквей. Вот и мы из-за задержки в Чикаго не успели на рождественскую службу в бостонский Свято-Троицкий собор Православной церкви в Америке, где все праздники, кроме Пасхи и связанных с нею, отмечаются по Григорианскому календарю.

Ничего, слава Богу, у нас ещё Рождество по Юлианскому календарю впереди — после Нового года!

Впервые опубликовано 31 декабря 2008 года 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале