Несколько вопросов о Рождестве
Что есть Рождество Христово
Почему на Рождество ставят елки?
Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору - единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.
Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы - равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка - образ этой радости.
Как произошло Рождество? Как Мария могла родить Иисуса Христа от Духа Святого?
Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог - превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, - что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда - мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.
Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?
Рождество Христово - это день рождения Христа. А новолетие - это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.
Рождество и участие в таинствах
Один священник считает, что лучше мирянам воздержаться от Причастия в Пасху или Рождество. Потому что, говорил батюшка, сможем ли мы до глубины осознавать важность Причастия и не есть мясо, не пить водку на разговлении? Если сможем (не только внешне) внутренне, духовно радоваться Причастию, а не ждать возможности съесть мясо, - тогда пожалуйста. Прав ли священник?
Уважаемый Владимир, клирик, высказавший данное утверждение, высказал свою частную точку зрения, ни с общецерковной, ни с правилами святых отцов, зафиксированными в нашей книге правил, не совпадающую, священноначалием нашим никак официально не поддержанную. Впрочем, не будем быстры на осуждение священнослужителя. Могу предположить, что реально зная нравственный облик и меру воцерковлённости своих прихожан, и на основании многих опытов предполагая, что причастившиеся на Рождество и на Пасху не смогут удержаться в рамках должной меры разговления, в особенности в отношении алкогольных напитков, он исходя из этого, по соображениям пастырско-педагогическим, а не канонически непреложным, советовал им воздерживаться в кануны праздников, а не в самые их дни.
Как избавиться от гнетущего ощущения "неполноты" радости, когда на большие праздники такие, как Рождество и Пасха, выпадают "женские проблемы" - ни причаститься, ни к кресту подойти, ни к иконам не приложиться?
Уважаемая Ольга, не надо чувствовать себя обделенной. Мужчина и женщина - разные. Мужчины тоже могут чувствовать себя обделенными, с тем, что никогда не испытают того, что такое носить младенца под сердцем, что такое деторождение и та особенная близость, которая бывает между матерью и ребенком у нее во чреве или сразу после появления на Божий свет. И то, что в этой связи бытие женщины связано с циклами месячного очищения, нужно принимать трезво и благодарно Творцу. В отношении радости праздников церковных подумать о том, как устроить так, чтобы если не вовсе не потерпеть никакого ущерба, то чтобы этот ущерб радости был минимальным. Как правило, любая женщина с достаточной определенностью представляет сроки своего месячного цикла, и либо в дни, предшествующие празднику, либо в ближайшие дни после, когда это будет возможно, может подготовиться и приступить к принятию Святых Христовых Таин.
Можно ли зарегистрировать брак 7 января, на Рождество Христово?
Уважаемая Мария, в период Святок, от Рождества Христова до 20 января по новому стилю (это второй день праздника Крещения - Богоявления), таинство брака не совершается. Поэтому первый церковный супружеский союз можно будет заключить 21 января, если этот день не приходится на вторник, четверг или субботу. Если приходится, то 22-го.
Регистрация же брака никак не подлежит церковной регламентации. Если имеется в виду, что главным для нас остается Венчание, и брачные торжества будут связаны с Венчанием, то, конечно, Вы можете зарегистрировать государственный брак и в праздник Рождества Христова. Помолившись, сходив на богослужение, можно и в ЗАГС, если охота, хотя, в принципе, в выходной день какая регистрация.
Можно ли крестить ребенка в праздник Рождества, на неделе перед Рождеством или на святочной неделе?
Уважаемая Мария, в самый праздник Рождества Христова вряд ли Вы найдете храм, где бы совершалось крещение детей, по причине того, что этот день целиком посвящен прославлению другого младенца, Богомладенца - Господа нашего Иисуса Христа. И неправильно соединять свои частные радости даже столь великие как крещение собственного младенца, затмевая этой своей радостью, своими попечениями то, что переживается всей Церковью как ее величайшее торжество. А вот в дни предшествующие Рождеству Христову, либо следующие за ним крещение совершить вполне возможно.
Впервые опубликовано 2 января 2009 года под названием «Некоторые вопросы о Рождестве»