Философия без атеизма
Книг по истории русской философии сегодня выходит немало, да и вышедшая в значительной степени состоит из ранее уже опубликованных работ. Но при всем обилии учебных пособий, энциклопедий и строго систематизированных научных исследований, «К портретам русских мыслителей» действительно стоит особняком.
И не только потому, что в новом издании непростые философские вопросы раскрываются в контексте истории русской литературы двух прошлых веков, здесь как раз таки нет ничего нового — многие исследователи отмечали художественность русской мысли. И даже не потому, что Гальцева и Роднянская, не скрывающие своего мировоззрения, преподносят отечественную мысль через призму христианского восприятия. Это, пожалуй, тоже не ново — ведь самый известный и уже давно ставший классическим труд по истории русской философии принадлежит перу священника — протоиерея Василия Зеньковского.
Наиболее интересно в изданной книге другое — то, что погружаясь в ее многостраничие, начинаешь понимать, что отечественная мысль — это не некий уединенный архипелаг, оторванный от той самой европейской культуры, представители который зачастую свысока смотрели на интеллектуальные искания русских. Нет, наша философия — ее неотъемлемая часть, но часть, в значительной степени лишенная атеистических соблазнов. Декабристов, народников, Герцена, Чернышевского и Ленина оставим за скобками, речь не о них.
Если в Западной Европе еще с XVI века христианская мысль уступила место обилию философского скептицизма, то в России XIX — начала XX веков и, особенно, в русской эмиграции 20-40-х годов века прошлого произошел подлинный религиозно-философский Ренессанс, во многом затмивший современные ему европейские блуждания интеллекта. Последние в итоге привели к постмодернистскому смешению всего и вся с полным забвением христианских корней самой «старушки Европы», объединение которой сегодня напоминает тот самый евангельский «дом на песке». И это при том, что рядом в пыли лежит «камень» христианской культуры, в котором русские мыслители увидели адамант, европейцы же продолжают делать вид, будто бы его не замечают.
Именно в этом контексте книга Ренаты Гальцевой и Ирины Роднянской приобретает особое значение. Читая о Пушкине и Достоевском, Соловьеве и Булгакове, Бердяеве и Флоренском и, наконец, о недавно ушедшем нашем современнике Александре Солженицыне, погружаешься не только в некий отстраненный историко-философский дискурс, но переживаешь и осмысляшь эпоху. Эпоху, в которой, как это очень ярко показали авторы «К портретам русских мыслителей», для всех нас, сегодняшних, так много уроков, что хочется сесть за парту и увидеть рядом с собой наших чиновников:
- Господин министр образования, расскажите о трагедии русской интеллигенции в контексте идей сборника «Вехи» 1909 года!
- Я... Я учил, чес-слово! Но забыл...
Господа чиновники, учите историю русской мысли!