Садовничий - прессе
В числе заявленных тем пресс-конференции были:
- социальная миссия МГУ (развитие традиций благотворительности, поддержка детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях);
- академическая политика МГУ (Указ Президента Российской Федерации об особом статусе, изменения в правилах приема, лидерство в олимпиадном движении (олимпиады школьников «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы»), развитие зарубежных филиалов, результаты перехода на новую систему оплаты труда, участие в модернизации системы образования (ЕГЭ, двухуровневая система образования, образовательные стандарты -третьего поколения, академическая мобильность студентов));
- МГУ и День российского студенчества в Год молодежи;
- миссия МГУ в развитии спортивного движения Российской Федерации;
- презентация итогов первого в России международного рейтинга университетов мира, разработанного Независимым рейтинговым агентством «РейтОР».
Большая часть пресс-конференции прошла в вопросно-ответной форме и, надо заметить, достаточно неформально. В читальном зале библиотеки Первого гуманитарного корпуса собралось около пятидесяти представителей прессы, которые были вольны задавать вопросы и вне заявленного плана. Как бы то ни было, большинство реплик сводилось к одной, главной, проблеме - качество образования. Ведь именно на повышение квалификации выпускников и углубление знаний студентов, в идеале, должны быть направлены все реформы в области высшего образования.
ЕГЭ
Тема ЕГЭ, ввиду своей болезненности, была затронута в самом начале встречи. Ректор В.А. Садовничий отметил, что его точка зрения не изменилась - он остаетя противником ЕГЭ, но не может не подчиняться закону (напомним, что по новым правилам абитуриенты будут зачисляться в МГУ по результатам ЕГЭ, и лишь на 10 специальностях сохраняется одно вступительное испытание). «Я уверен, что будут вноситься изменения и надеюсь, что они будут существенными», - добавил ректор. Виктор Антонович считает, что если все вузы перейдут на заочную форму приема абитуриентов, мы можем многое потерять, т.к. навряд ли ЕГЭ, в отличие от полноценной беседы, способен выявить творческие способности абитуриента.
Платное обучение и кризис
В связи с надвигающимся экономическим кризисом могут возникнуть финансовые трудности у студентов, обучающихся на коммерческой основе. Готово ли руководство университета на уступки?
В.А. Садовничий сказал, что самые большие проблемы могли возникнуть у ребят, обучающихся в кредит, т.к. кризис поставил под удар фирму-кредитора.
В МГУ около 1200 студентов, обучающихся в кредит, как правило, это юноши и девушки из небогатых семей, часто из провинции, которые могут рассчитывать только на себя. Программа КРЕДО (дающая кредит на 5 лет - время учебы - и предполагающая его возвращение в течение последующих пяти лет) была для них хорошей возможностью получить образование. Когда у компании возникли сложности, руководство университета вело с ней непрерывные переговоры и, к чести компании, она нашла возможность выполнить свои обязательства. Ректор Московского Университета убежден, что и теперь ребята из небогатых семей не должны быть лишены возможности брать образовательные кредиты, и эта деятельность должна быть продолжена с учетом текущей экономической ситуации.
Возможен ли в МГУ перевод с платных на бюджетные места?
Согласно Уставу Московского Государственного Университета, перевод на бюджетные места возможен при:
- отличной учебе в течение 4 семестров;
- наличии вакантных мест;
- ходатайстве Ученого совета.
По словам ректора, сейчас есть до 10 просьб о переводе на бюджетные места и все они, по мере возможности, удовлетворяются. Виктор Антонович отметил, что бывают и исключительные случаи, когда он готов пойти навстречу студенту: например если, не дай Бог, родители попали в беду и больше не могут оплачивать обучение и т.д. Но, разумеется, все платники не будут учиться за счет бюджета.
Вырастет ли плата за обучение?
Виктор Антонович убежден, что необходимо ограничивать плату за обучение, ввести «верхний предел». Есть себестоимость - и ниже ее цена за обучение быть не может, но дальше включаются рыночные механизмы. Но «образование - это не продажа», - говорит ректор, идея должна быть дороже денег и необходимо противостоять законам рынка чтобы, в итоге, не оказаться в ущербном обществе ущербных специалистов.
Количество и качество вузов
В последнее время говорят о сокращении количества вузов. Это правильно с точки зрения качества образования?
Ректор рассказал, что для подобной работы есть специальная Служба надзора, главным критерием для которой должно быть именно качество образования (которое, впрочем, можно «измерить» с помощью таких конкретных данных как соотношение количества преподавателей и студентов, материально-техническая база и проч.). Не секрет, что в последнее время появилось множество вузов и филиалов, созданных фактически «на пустом месте», хотя в них, порой, учатся сотни тысяч (!) студентов. Ректор сказал, что он поддерживает усилия Министерства Образования по повышению контроля за качеством образования в учебных заведениях, но в любом случае нельзя ставить под удар ребят, которые обучаются или обучались в таких «фиктивных» вузах, которые приходится лишить лицензии, потому что студенты ни в чем не виноваты и Московский Университет готов их поддерживать, доучивать, тестировать и т.д.
Дипломы и степени
(Вопрос от "Татьянина Дня"): В последние годы резко выросло число красных дипломов, в том числе в МГУ, а также число защит диссертаций. Вряд ли это отражает действительный качественный рост знаний студентов и аспирантов. Были приняты некоторые дисциплинарные меры: ужесточены правила сдачи сессии и правила защиты диссертаций. Но эффективность этих мер ограничена. Можно ли как-то сущностно повлиять на процесс?
Ректор назвал эти проблемы очень важными и начал с вопроса о степенях. По его мнению, статус кандидата ии доктора наук был дискредитирован в 90-е годы, когда пошла "мода" на степени, и получить эти степени - при желании - было не так сложно. Подобная тенденция сохраняется и по сей день, и единственное, что можно этому противопоставить - адекватную позицию общества, которое должно стремиться жить по принципу "быть, а не казаться".
Что касается красных дипломов - то в целом по МГУ их около 25%, но ведь это не "все пятерки", а 75% отличных оценок. Так что здесь картина кажется ректору достаточно объективной.
Постскриптум
Когда был затронут традиционный вопрос о "той" и "нынешней" молодежи, ректор заметил: "мы были "злее" к учебе", и рассказал, что, поступая в Университет, он "мечтал быть Колмогоровым". И не он один. Нынешние студенты, считает ректор, другие, более нацеленные на карьеру, более прагматичные. "Но в целом - вы лучше нас, мы были "уже". Успехов вам, ребята!", - закончил Виктор Антонович.