«Чтобы приход стал общиной»
Эти слова Предстоятеля нашей Церкви очень актуальны. И это не пустые слова. Усилия, о которых говорит Святейший Патриарх, всем очевидны. От реформы церковного управления и образования до соборных документов, касающихся вопросов подготовки ко крещению, все сегодня направлено на то, чтобы вся Русская Церковь, от Москвы до самых удаленных приходов и монастырей, зажила своей полнокровной жизнью.
Чем объяснить, что эти усилия так огромны, и что за сила им противодействует? Совершенно очевидно– этим усилиям противодействует сила инерции, доставшаяся нам, всему нашему постсоветскому обществу в наследие от тех времен, когда Церковь была истребляема и гонима, когда если верующих и терпели, то только в границах жестко контролируемых рамок приходов. Когда Церковь вынуждена была молчать, когда церковная проповедь, если и звучала, то только в стенах храмов. Когда православных родителей лишали родительских прав за церковное воспитание собственных детей. Когда детям верующих была закрыта дорога к высшему образованию, да и просто к какой бы то ни было деятельности в обществе, строившем утопический социализм. Большинство людей, выросших в позднесоветском строе, продолжает нести в себе эту инертность, равнодушие и потребительское, иждивенческое отношение ко всему. В том числе к Церкви.
Но вот уже четверть века Церковь в России и на всем постсоветском пространстве свободна. Быть может, впервые за всю свою историю она сама, без царской опеки и не из-под гнета большевиков, решает, как ей жить, что говорить и, главное, что делать. Что делать, чтобы в полноте исполнить завет Христов «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка 16:15). Сегодня – благословенное время, когда ничто и никто не препятствует всем нам – епископам, священникам и верным – исполнять это Христово посланничество и быть носителями и проповедниками спасительного Евангелия в этом погибающем мире. Нет сомнений, эта проповедь будет действенной лишь тогда, когда мы, христиане, будем подкреплять ее собственным жизненным примером, как личным, так и церковным. А для этого приход должен быть общиной.
Когда человек переступает порог храма и его вместо солидарности и любви ждет холодная касса с ценниками за требы, когда вместо братских отношений он находит в церковной ограде столь привычные для него товарно-денежные, тогда с этим человеком не произойдет никакой перемены. Ведь вместо Христовой Церкви он попал в магазин или в бюро ритуальных услуг.
Сегодня есть все возможности строить приходскую жизнь так, чтобы избегать тех ее искажений, которых за синодальную и советскую эпоху накопилось так много: торговля требами, авторитаризм настоятеля, равнодушие к литургической жизни, редкое причащение, отсутствие интереса к Священному Писанию и творениям Отцов Церкви – лишь некоторые из них.
Когда центром приходской жизни становится слово Божие и Евхаристия, тогда приход становится общиной. Потому что только божественное Слово и литургия создают ту реальность, которую можно назвать общиной христиан. Литургия («общее дело», греч.), как сердце общинной жизни, не может быть частным делом. Не «я причащаюсь», но «мы причащаемся». Причащаемся Христу, который «вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Послание к евреям 13:8). Вознося «единым сердцем и едиными устами» благодарение Богу в Евхаристии, причастившись Христу от единого Хлеба жизни и единой Чаши спасения, вняв провозглашаемому на литургии слову Божию и усвоив его, мы становимся общиной, в которой все дела – общие, общие и все радости и скорби. И крещение новых людей, и венчание новых браков становятся тогда радостными для всей общины событиями. И все церковные дела, от воскресной школы до посещения тюрем и больниц становятся не частным делом приходских альтруистов, а общим делом церковной общины. Делом любви, естественным и необходимым, без которого она не может жить.
Подлинное возрождение церковной жизни, в том числе возрождение общинной жизни на приходах требует, действительно, больших и постоянных усилий. Если мы, и пастыри, и верные, прислушаемся к словам нашего Предстоятеля, кормчего церковного корабля Русской Церкви, если отнесемся к ним со всей ответственностью, то это возрождение будет возможным не только на отдельных приходах и в отдельных монастырях, но во всей поместной Церкви. Ободримся, ведь в этом деле с нами – новомученики и исповедники Российские, за свидетельство Христово претерпевшие лютые гонения и самую смерть. С нами сам Христос, распятый, воскресший и пребывающий со Своей Церковью до скончания века.