Татьянин день глазами учащего Прутцкова
- Татьянин день для меня достаточно новый праздник: я впервые о нём услышал на излёте советской власти, когда мне было 19 лет. Сдал последний экзамен, пришёл папа и говорит: «С Татьяниным днём!». - «А что такое Татьянин день?». И он мне рассказал о старой традиции. Может быть, где-то этот праздник и числился, но никаких торжеств тогда не было.
- И знакомые Татьяны не праздновали?
- Одна знакомая как-то пришла к нам домой и сказала: «Сегодня Татьянин день, я именинница», - папа ей книжку подарил. Это единственное детское воспоминание, и ничего больше я не знал до двадцати лет.
Когда я
учился уже на старших курсах и в аспирантуре, на журфаке Татьянин день стали
отмечать дискотекой. О церкви, конечно, речи не шло: здесь ещё театр был.
Дискотеку устраивали в физкультурном зале до тех пор, пока один из дежуривших
молодых преподавателей, пытаясь вывести на улицу чрезвычайно увлёкшегося
спиртными напитками студента, сломал ему руку.
После этого дискотеки прекратились, зато нашли партнёров, которые приносили на факультет большое количество ящиков пива и на балюстраде второго этажа, после официальных поздравлений деканата, бесплатно раздавали студентам по предъявлении студенческого билета.
Один раз, в 2000 году, на такое действо даже пригласили отца Максима Козлова - поздравить студентов. Ещё раньше в мероприятиях этого формата участвовал покойный отец Георгий Чистяков: он у нас преподавал. Но все попытки привлечь Церковь ограничились тем, что студенты аплодировали со словами «Ууу! Отец Максим выступил!» и ждали, когда же закончатся выступления и начнут раздавать бесплатное пиво. Как бы кто хорошо ни выступал - и отец Максим, и отец Георгий - всё равно кульминацией момента была не молитва, не что-то, связанное с мученицей Татианой, а раздача пива.
А поскольку в те годы я работал в администрации, меня привлекали реализовывать старинные обычаи на практике (вы знаете, что до революции студенты в Татьянин день пили вместе с преподавателями). Старшие коллеги мне говорили: «Возьми бутылку пива и иди к студентам на балюстраду, чтобы показать преемственность традиций. Нам неудобно, а ты молодой». Я брал бутылку, мы спокойно разговаривали с ребятами о сессии; никаких вакханалий не было и в помине, хотя потом это интерпретировали таким образом, что Прутцков напивался и к девушкам приставал. Мне это было, конечно же, неприятно.
Однажды пиво раздавали прямо возле аудитории, где принимала зачёт по древнерусской литературе Людмила Евдокимовна Татаринова, которая работает на факультете чуть ли не со дня его основания. Кто-то разбил бутылку, начался крик: «Мне, дайте мне! Куда вы без очереди прёте! Вас тут не стояло! Маша, возьми пива на мою долю!». На эти крики вышла Людмила Евдокимовна, красноречиво выразила своё отношение к происходящему и пошла поделиться своими эмоциями к декану. После этого раздачу пива у нас прекратили: Ясен Николаевич сказал, что здание - исторический памятник, так что давайте праздновать на Горах.
Постепенно Татьянин день становился университетским праздником. Сейчас уже никто не станет отрицать, что он начинается со службы в Татианинском храме, после чего проходят светские мероприятия. Конечно, православная составляющая ещё не совсем сформировалась, но радостно, что такой процесс идёт, и надеюсь, она будет играть всё большую роль.
Для меня лично этот праздник, конечно, связан с Патриаршими богослужениями. Особенно помню, как покойный Патриарх Алексий II в алтаре по очереди благословлял, лобызал и поздравлял с праздником священников и алтарников.
- Каким Вы видите формат присутствия Церкви в вузах?
- Мне
очень сложно ответить на этот вопрос (ругать всегда проще, чем предлагать своё),
но, конечно, поле деятельности огромное. Нужно всё-таки в большей степени
реализовывать свой статус домового храма: масса студентов вообще не знают о
Татианинской церкви. Я сам пришёл в храм только спустя три года после его
открытия: три года ходил мимо и не знал, как войти, потому что всех смущала
вывеска во дворе на закрытых дверях - «Храм мученицы Татианы». Люди ходят,
дергаются: что ж такое - Татианинский храм всё время закрыт! Хорошо бы
указатель написать, что вход со стороны Большой Никитской.
Влияние
домового храма на студентов должно проявляться, как минимум, в том, чтобы
студент знал, что священники дежурят там каждый день, к ним можно прийти на
приём, поговорить о жизни. Ведь 90% студентов университета этого не знают! (Я
не говорю, что нужно идти раздавать Евангелие от Марка, как это делали Великим
Постом студенты Сретенской семинарии, или, как некоторые мои студенты, убеждать
профессоров-атеистов в непреходящем значении православных ценностей - это
всё-таки перегиб, но о существовании храма должен знать каждый).
Можно было бы провести конференцию настоятелей домовых церквей при вузах России, обменяться опытом работы с ними. Когда я был главным редактором «Татьянина дня», к нам приезжал настоятель университетской церкви из Кузбасса, и он рассказал много интересного о том, что у них делалось, а у нас - нет.
- Как Вы пришли в наш храм?
- Я пришёл на Пасху в 1998-м году. До этого ходил в разные храмы: в Казанский собор на Красной площади - мне там нравилось, но сильно смущало, что рядом слова молитв перекрывали громогласные объявления об экскурсиях, потом был прихожанином храма святителя Николая в Клённиках. В Татьянинском храме я почувствовал что-то такое, чего не было в других церквах, и начал ходить сюда постоянно, а в 2001 году стал алтарником.
- Что Вы, как профессиональный журналист,
ждёте от православного издания?
- На
эту тему можно писать диссертацию. В двух словах: мне кажется, что сайт «Татьянин
день» на правильном пути, потому что он не замыкается на том, на чём замкнуто большинство
православных изданий. Они зацикливаются на том, можно ли ходить в джинсах в
церковь, нужен платочек или нет, спасутся ли китайцы - а нужно смотреть шире,
не бояться новых тем.
Нужно сделать так, чтобы студент не думал, что православные - это сумасшедшие бабки в платочках и мужики с бородами, которые стоят с иконами перед концертом Мадонны и пугают адом. Основное направление православной миссии - показать не только красоту православия, но и православных людей, показать, что православные - нормальные люди: адекватные, не больные, не уроды - это самое главное.