Патриархи XX века: Митрополит Пётр - Мученик
Патриарх Тихон и Митрополит Петр (Полянский) |
Первые пятилетки СССР |
Умершие от голода крестьяне 20-е г. |
Красноармейцы |
Пожарная лестница. Фото А. Родченко |
Священномученик Пётр (Пётр Фёдорович Полянский), будущий Местоблюститель Московского Патриаршего престола, родился 28 июня 1862 г. в семье воронежского сельского священника. Блестяще окончил семинарию и духовную академию, защитил магистерскую диссертацию о Послании Апостола Павла к Тимофею. Работал во многих духовных учебных заведениях Русской Церкви, участвовал во Всероссийском Поместном Соборе.
После начала большевистских репрессий Патриарх Тихон предложил ему принять монашеский постриг, священство и епископство, чтобы сделать своим ближайшим помощником. Пётр Полянский, которому было 58 лет, сказал своим родным так: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, - я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
В 1920 г. он становится епископом Подольским, через три года - архиепископом, в 1924 г. назначен митрополитом Крутицким. Тогда не было никакой возможности созвать Поместный Собор, поэтому Святитель Тихон в своём завещании называет троих кандидатов на место Патриаршего Местоблюстителя. Из них на свободе после смерти Патриарха оказался только митрополит Пётр, который и возглавил Церковь.
Владыка не шёл ни на какие уступки властям, отказывался от любых компромиссов с обновленцами, которых требовали от него для официальной регистрации церковных структур. Он часто жертвовал заключенным и сосланным свои личные деньги, регулярно посещал московские и подмосковные приходы, где служил Литургию.
К концу 1925 г. были арестованы многие его сторонники-архиереи; владыка Пётр понимал, что та же участь ждёт и его, но не пытался её избежать: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, - вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем - пастырском - особенно».
9 декабря вышло постановление о его аресте; своим заместителем владыка назначил митрополита Сергия (Страгородского), хотя формально продолжал оставаться главой всей Русской Церкви.
В тюрьме и ссылке митрополита Петра, не получавшего объективной информации о жизни Церкви, пытались использовать для создания новых расколов, хотя навстречу гонителям он по-прежнему не шёл. Поэтому его перемещали из тюрьмы в тюрьму, из ссылки в ссылку, здоровье архиерея сильно подорвалось, верующие не знали, где он находится. В конце 1936 г. появилось сообщение о его смерти, и Местоблюстителем объявили митрополита Сергия.
На самом деле владыка Пётр погиб лишь год спустя - 2 октября 1937 г. Власти сделали всё, чтобы окончательно расстроить здоровье митрополита: ему даже не разрешали выходить во двор тюрьмы, выпуская на «прогулки» в узкий душный закуток. Святителя расстреляли в Челябинской области по обвинению в клевете на советскую власть; место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно. Спустя 60 лет, на Архиерейском Соборе 1997 г., митрополит Пётр был канонизирован как священномученик.