Татьянин день глазами писателя Варламова
Что для Вас значит Татьянин День? Нравится ли Вам тот формат праздника (светский и церковный), который существует сегодня?
Для меня, конечно, это прежде всего праздник университетский. Так
уж сложилось с юности, когда я еще не был воцерковлен, но день этот
чтил. Мы всегда радостно праздновали его в своей компании и продолжаем
праздновать по сей день. Поем Гаудеамус, пьем за здравие живых и
вспоминаем умерших, вспоминаем университет, как одно из самых дорогих
событий в жизни каждого из нас - неважно, остался ли кто-то здесь
работать или ушел. Но университет для всех - любовь, счастье, радость.
Поэтому праздник в первую очередь возник и остается дружеским. Его
церквный смысл открылся мне позднее, но университетскаую составляющую
не перечеркнул. Напротив - обогатил. Для меня очень важна связь
"Татьяниного дня" и с университетским домашним храмом. Очень много
значит, например, то, что настоятель, протоиерей Максим Козлов - мой
сокурсник, мы вместе учились, в футбол играли, картошку собирали. Но
дело не только в этом. В студенческие годы отец Максим, тогда еще
просто Максим был одним из тех людей, кто пусть не привел, но приблизил
меня к Церкви. Я больше общался в ту пору с другим своим сокурсником
ныне профессором Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре Алексеем
Константиновичем Светозарским, и хорошо помню, как уважительно
отзывался он о Максиме, уже в студенчестве определившем свой жизненный
путь. Так что для меня Татьянин день - праздник юности и тех очень
важных событий, встреч и решений, которые в юности происходят и
принимаются, если хотите, это - мой день благодарения.
Как Вы считаете, храм мц. Татианы действительно полно
реализует свой статус домового храма? Каким Вы видите идеальный формат
присутствия Церкви в вузах?
Мне трудно отвечать за все вузы и даже за весь университет, тем
более что к храму мц. Татьяны у меня отношение очень личное. Когда я
бываю "в Татьяне", всегда радостно видеть молодые лица, еще больше
радости видеть знакомых и друзей, бывших и нынешних студентов, всегда
рад встречам не только с отцом Максимом, но и с протоиерем Владимиром
Вигилянским и с матушкой Олесей, прекрасной поэтессой, писательницей
Олесей Николаевой, моей коллегой по Литературному институту, да и
вообще по литературе, духовно очень близкому мне человеку. Очень рад,
что знаком с отцом Игорем. А среди прихожан - мой близкий друг и кум
Саша Руденко, его жена Ирина, дети - Александра (моя крестница) и
Матвей (крестник моей жены).
Но вот насколько тесна связь между храмом и факультетом, где я
работаю - другой вопрос. Мне кажется, что это присутствие могло бы
быть более прочным, а отношения более близкими. Как это осуществить
практически, не знаю - но вот хотя бы: было бы очень разумно
вывешивать на нашем факультете (филологическом), на других -
расписание служб, объявление о каких-то мероприятиях, встречах,
показах, дискуссиях - а этих встреч, в свою очередь, должно быть
больше. Домовой храм, как мне видится, призван внутренне расширять
свои владения, быть еще более открытым и гостеприимным. Не клубом,
конечно, не салоном, но домом, где много обителей, где рады каждому и
где все время должно что-то происходить. Что-то очень живое - встречи с
людьми, с интересными священниками, писателями, режиссерами, актерами
(вот навскидку несколько имен - Майя Кучерская, Валентин Непомнящий,
Сергей Мирошниченко, Александр Петров, Александр Архангельский, Павел
Басинский) и не надо бояться, что придет какой-то не такой человек и
скажет что-то не то. Может быть, я и сам ошибаюсь, но лучше живая
ошибка, чем схоластическая правильность. Храм неслучайно расположен в
самом центре Москвы и он должен быть центром духовной жизни.
Чего Вы как профессиональный писатель (и читатель) ждете от
православного студенческого издания? Чего вообще не хватает современным православным СМИ и
в чем они, напротив, преуспели?
Отчасти это может быть продолжением предыдущей мысли. Не надо
ничего бояться, не надо себя искусственно ограничивать и загонять в
резервацию. Не надо бояться острых тем и дискуссий, закрываться от
реальной жизни и ограничивать себя определенным набором положений и
утверждений. Лучше ошибаться, чем оставаться в рамках условно-умильного
елейного стиля, который иногда православным СМИ свойственен. Живое -
не стерильно. Вера в Бога, как мне представляется, - не результат, но
путь. На этом пути есть не только твердость, но и сомнение. Литература
в этом смысле намного глубже проникает в суть того, что происходит в
душе человека на его дороге к Богу. И не только литература 19 века, но
и более поздняя. Я за большую отзывчивость православной журналистики,
за больший ее документализм, за рассказ о живых, подлинных людях, за
личное в противовес безликому.