Татьянин день глазами профессора Любимова
Татьянин день - праздник для меня совершенно особый, потому что мою жену зовут Татьяна. Мы с ней прожили более 50 лет, и этот день всегда был нашим праздником, и мы теперь всегда празднуем его в университетском Храме св. Татианы. Для нас это один из основных праздников года. Что касается удвоения праздника в этом году, то думаю, что лучше праздновать один раз в тот день, в который положено. А так получается, что и служб много, и это утомительно, и все-таки, поздравлять именинниц надо в день именин, а не накануне.
Если вспоминать как начиналось возрождение Храма, то надо сказать, что мы вместе с нашими друзьями - семьей профессора Бармина- часто обсуждали, что вот хорошо бы чтобы студенты имели храм, чтобы они могли ходить молиться. Но это было в годы семидесятые, может быть еще раньше. Тогда вообще об этом не могло никакой речи, можно было только дома, за чашкой чая обсуждать, как бы это было хорошо.
А потом случилось чудо - я так это расцениваю - пригласили меня на какой-то юбилей Свято-Тихоновского института, он проходил в Гуманитарном корпусе в одной из аудиторий. Меня туда позвали и попросили выступить. Я что-то говорил, сейчас я уж и не помню что, но в конце я сказал, что у Университета был Храм и что хорошо бы, чтобы этот Храм был возрожден. Сейчас я уже точно не помню как я это формулировал, но соль была такая. Совершенно неожиданно после этого выступления подошел ко мне один из проректоров и говорит: «Давайте восстановим Храм». Это было удивительно. Я развил бурную деятельность. Многие люди во главе с Ректором участвовали в этом деле. В результате Храм возродился, и поэтому для меня лично этот Храм очень дорог. Я считаю, что моя деятельность по возрождению Храма есть, наверное, самое важное, что я сделал в своей жизни.
Я вижу, что в Татианинском Храме много студентов, много молодых, и это очень важно, так как основная задача домового Храма Университета заключается в том, чтобы здесь могли окормляться молодые люди. Когда начался разговор о том, что надо выселить театр и возродить Храм, то в Совете Университета выступали люди и говорили, что вот, мол, для кого мы это делаем? Будут ходить только старушки, которые остались еще жить в центре. А жизнь-то показала, что молодежь ходит.
Значит это было правильно, значит это нужно. И в этом смысле Храм, конечно, выполняет свою задачу. Другое дело, что, может быть с Ленинских гор студенты мало сюда ездят. Ну, а дальше, может быть, начнут больше ездить. В целом, наш приход молодой, и это есть главный успех священников нашего Храма.
Много обсуждался с настоятелем отцом Максимом вопрос о том, надо ли, например, чтобы священник домового храма выступал бы на факультетах с какими-то лекциями, или проводил какие-то семинары. Но здесь мне кажется, что позиция отца Максима правильна в том смысле, что тот, кто захочет прийти, тот найдет информацию и придет. И поэтому специальные семинары, лекции, обсуждения могут только навредить делу.
Молодые люди обычно сопротивляются слишком упорным попыткам их куда-то втянуть. И от такой деятельности Церкви может быть только вред, а не польза. Когда человек сам, естественно приходит сюда один раз, а потом решает прийти снова, то это будет гораздо более осознанным и твердым решением.
Если говорить о миссионерстве, то как учитель в школе, так и преподаватель в университете волей или неволей доносят свое мировоззрение или какие-то свои идеалы до тех, с кем они работают. И поэтому это не есть специальная миссионерская работа, это есть просто человеческие взаимоотношения со студентом. Преподаватель должен в студенте видеть не просто робота, который будет выполнять те задачи, которые перед ним ставят. Он должен видеть перед собой человека, молодого человека, который вступает в жизнь. И в процессе учебной или научной работы он должен передать ему и свое мировоззрение. Для этого не надо читать специальный курс на религиозные темы. Просто надо поздравлять с церковными праздниками, объяснять, что это за праздники, стремиться раскрыть смысл той духовной жизни, которую ты сам ведешь. Из десяти один заинтересуется.