Патриархи XX века: Алексий I – предстоятель трёх эпох

Дворянин по происхождению Патриарх Алексий I предстоятельствовал в Русской Церкви двадцать пять лет – небывалый срок в истории, пережил и позднюю сталинщину, и новые религиозные гонения при Хрущёве, и начало брежневского застоя.

 Патриарх Алексий I (Симанский) и митрополит Николай (Ярушевич) у портрета Сталина

 Патриарх Алексий I

(Симанский) и

митрополит Николай

(Ярушевич)

у портрета Сталина

 Разорение церквей
 Разорение церквей
 Великая Отечественная

 Великая Отечественная

 
 Сожженная белорусская деревня

 Сожженная

белорусская деревня

Алексий I[1] (Сергей Владимирович Симанский), 13-й Патриарх Московский и всея Руси, родился

 
 
 Блокада Ленинграда
 Блокада Ленинграда
 
 
 Победа 1945
Победа 1945
 Н.С.Хрущев и Ю.А. Гагарин

 Н.С.Хрущев и

Ю.А. Гагарин

27 октября (8 ноября) 1877 в старинной московской дворянской семье. Получил прекрасное образование, окончив Николаевский лицей, юридический факультет Московского Императорского университета и Московскую духовную академию. В 1902 г. принял монашество в Троице-Сергиевой Лавре. Работал инспектором, а затем ректором духовных семинарий.

В 1913 г. назначен викарием своего учителя - новгородского митрополита Арсения (Стадницкого); рукоположение во епископа Тихвинского возглавлял Патриарх Антиохийский Григорий IV. Был членом Всероссийского Поместного Собора.

После Октябрьской революции служил викарием Петроградской епархии (в то время одной из самых конфликтных), несколько раз арестовывался. В 1927 г. вошёл в состав временного Патриаршего Синода, основанного митрополитом Сергием (Страгородским); стал одним из самых активных сторонников Заместителя Местоблюстителя. В 1933 г. назначен митрополитом Ленинградским, заняв таким образом вторую по значимости кафедру Русской Церкви.

Во время Ленинградской блокады остался в городе, постоянно служил (часто даже без диакона), проповедовал, причащал и утешал верующих, выступал с патриотическими воззваниями. В 1943 участвовал в исторической встрече Сталина с архиереями Русской Церкви. Оставался ближайшим помощником Патриарха Сергия, а после его смерти стал Местоблюстителем.

2 февраля 1945 г. Поместный Собор (первый после 1918 г.) избрал владыку Алексия Патриархом. Его патриаршество продлилось двадцать пять лет - небывалый срок в истории Русской Церкви. Святейший пережил и позднюю сталинщину, и новые религиозные гонения при Хрущёве, и начало брежневского застоя. За это время Церковь стала хотя и по-прежнему притесняемым, но законным общественным институтом, даже получившим некоторые привилегии. Восстановилась полностью разрушенная в 30-е годы структура управления, возродились церковное образование и издательская деятельность, духовенство даже стало участвовать в международных встречах.

С другой стороны, именно это патриаршество было временем сильнейшей зависимости Церкви от атеистического режима. Теперь коммунисты не расстреливали священников, а пытались использовать в своих целях, которые часто не совпадали с тем, что предписывает человеку христианство. Церкви позволили существовать, но мешали нормально развиваться - и православные люди, жившие в эмиграции, видели в этом вину Патриарха Алексия.

Святейший дожил до глубокой старости и умер в 92 года - 17 апреля 1970 года. С его смертью исчезла связь между временем сталинских репрессий и эпохой застоя, и начался закат советской системы.


В правление Патриарха Алексия I (1943 (1945) - 1970):

  • В Церковь полностью вернулись обновленцы и начали возвращаться представители «расколов справа», а также некоторые зарубежные епископы;
  • По решению Сталина ликвидирована Греко-католическая (униатская) церковь, и Патриарх был вынужден принять многие украинские приходы в Православие;
  • Произошли новые гонения на веру, открытые обещанием Никиты Хрущёва «показать по телевизору последнего попа» и его же характерным призывом: «Попов нужно брать не за глотку, а за брюхо!». Последнее означало новые закрытия храмов, мощный налоговый гнёт и фактическое отстранение священника от руководства приходом;
  • Епископы и клирики оказались в огромной зависимости от уполномоченных «Совета по делам религий» - правительственной структуры, контролировавшей Церковь;
  • Русская Церковь включилась в экуменическое движение и в 1961 г. вошла во Всемирный Совет Церквей (первая попытка в 1948 г. была решительно отвергнута), что неоднозначно восприняли в эмиграции;
  • Полную каноническую независимость (автокефалию) получили Польская, Чехословацкая и Американская Православная Церковь. Японская Церковь стала автономной в составе Московского Патриархата.

 

 



[1] Номер при его имени стал использоваться только спустя двадцать лет после смерти, с избранием Патриарха Алексия II (Ридигера).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале