Московская духовная академия. Встреча выпускников 25 лет спустя (ФОТО)
Они вспоминали, как молились и отвечали на занятиях, сдавали сессии, выходили за стены Лавры прогуляться. Говорили о том, как по-разному сложились их жизненные пути: кто-то принял монашество и остался в Лавре, кто-то - уехал далеко, одни стали приходскими священниками, некоторые - архиереями. Сегодня они радовались, что есть возможность побыть вместе в родной Alma Mater, как когда-то 25 лет назад.
Выпуск архиепископа Верейского Евгения собирается каждые пять лет в одну из сред между Пасхой и Вознесением: оставить приход или епархию на пару дней легче в будний день, чем в воскресенье.
Сложно сказать, что такое пять лет, много это или мало. Например, бывший однокурсник архиепископа Евгения, ныне настоятель храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Белграде протоиерей Лука Новакович говорит, что пять лет - это совсем немного, и ему даже кажется, будто последняя встреча состоялась всего лишь год или два назад: в Академии все осталось каким же, каким было в годы учебы.
- Помню ректорский кабинет еще когда приходил сюда на разговор к ректору Академии владыке Александру, - говорит отец Лука, осматривая ректорский кабинет – нынешнее рабочее место своего однокурсника, ректора Академии архиепископа Евгения.
Когда-то они решили, что будут встречаться раз в пять лет, и сегодня собрались в пятый раз.
- Как прошла наша первая встреча, уж и не помню, - говорит архиепископ Евгений. - Первая, вторая... Мы те же, и Академия - та же самая.
Для владыки ректора эти встречи - радость общения. А еще - возможность узнать, как живет каждый из его однокурсников.
- Все мы теперь на своих постах, послушаниях, каждый на своем месте служит Церкви, - говорит владыка.
Когда они учились, никто не знал, как сложится их жизнь.
- Пока ты учишься, представляешь себе жизнь немного не такой, какая она на самом деле. И есть некая беззаботность в отношении будущего. Ты не знаешь, что произойдет, и до какого-то времени у тебя нет необходимости об этом думать, - размышляет архиепископ Евгений.
Протоиерей Лука Новакович вспоминает, что еще в годы учебы можно было увидеть, что кто-то из студентов более серьезен, кто-то скорее склонен к шуткам. И теперь, оглядываясь назад, можно соотнести образ мыслей и поведения тогдашних студентов и нынешних пастырей и архипастырей Православной Церкви.
- Это был благословенный Богом класс, - говорит отец Лука, - к концу учебы 12 человек приняли монашество, некоторые стали архиереями.
Архиепископ Тобольско-Тюменский Димитрий вспоминает, что, поступая в Московскую духовную семинарию, о постриге и уж тем более об архиерейском служении даже не думал. Но пришло время определяться – брак или постриг - и по благословению духовника он выбрал монашество. А дальше - одно административно-хозяйственное послушание за другим, Тысячелетие Крещения Руси, необходимость возрождения духовного образования - и вот уже Патриарх Алексий II вызывает его к себе и говорит, что его рукоположат во архиерея и отправят восстанавливать семинарию в Тобольске.
- В детстве, во времена, когда Церковь гнали и говорили, что верующих будут ссылать, мы рассматривали карту и пытались представить, куда нас могли бы сослать, что представляет собой Сибирь, - вспоминает владыка Димитрий. - Знали сибирских святых, конечно, отмечали на карте и Тобольск. Но о том, что поводом к поездке туда будет открытие семинарии, разумеется, не думали.
В те времена открытие новой семинарии вообще было чем-то фантастическим.
- Во время Поместного собора 1988 года, который проходил в Лавре в трапезном храме, тогдашний ректор Академии владыка Александр поднялся и сказал: "Нам необходимо открыть еще три семинарии". Сейчас сложно представить себе, что значат эти слова. Но тогда это было нечто грандиозное. В Советском Союзе было всего три семинарии – Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. И вот владыка сказал об открытии еще трех. Это значило, что ему позволили сказать об этом, а раз позволили сказать, значит, было разрешение на самом деле открыть еще три семинарии. Тогда не было принято аплодировать, но эти слова владыки были встречены аплодисментами, - вспоминает архиепископ Евгений.
Когда он и его однокурсники поступали в духовные школы и учились, все было немного по-другому, чем сейчас. Большинство тех, кто учился, уже имели высшее образование и опыт работы, то есть были взрослее, чем нынешние семинаристы и академисты. А еще, как вспоминает еще один одноклассник архиепископа Евгения, клирик Минского кафедрального собора, профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун, с самого первого дня учебы готовились служить на приходах в условиях, когда Церковь гонят, нет почти никакой церковной литературы, так что в каком-то смысле священник на приходе оказывается в условиях изоляции.
- Наш народ любит акафисты, но в молитвословах, которые в те времена можно было купить, печатали только два акафиста, - рассказывает протоиерей Сергий. - И вот во время учебы в Академии я завел большую общую тетрадь и от руки переписывал в нее акафисты из книг академической библиотеки. Мы вообще очень серьезно готовились к будущему служению. И у нас в группе был такой обычай: если кто-то находил в библиотеке какую-то очень полезную книгу, мы скидывались и нанимали машинистку, она перепечатывала нам книгу под копирку (получалось несколько экземпляров), и мы относили эти листы в переплетную мастерскую. Первые экземпляры стоили дороже, последние - дешевле, но по мере возможности мы запасались книгами на будущее. Так что, когда я приехал на приход, кое-что у меня с собой было: книги, конспекты лекций, которые я вел очень тщательно, и тетрадь с десятками акафистов, так что, служа, я мог не только чередовать два акафиста, которые были везде, но и как-то разнообразить богослужение.
С благодарностью о полученных в академии знаниях и прослушанных лекциях говорит и настоятель храма во имя святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).
- Лекции я вел аккуратно с первого занятия до последнего, - говорит отец Кирилл, - и могу сказать, что они очень пригодились и до сих пор полезны мне в приходской жизни. Я пересматриваю их и нахожу много полезного и нужного, о чем с радостью рассказываю своим прихожанам.
Встреча выпускников - это всегда воспоминания о годах учебы. Мы не будем говорить об этом сейчас - в скором времени на "Татьянином дне" появится несколько интервью с архиепископом Верейским Евгением и его одноклассниками.
Скажем только, что встреча выпускников в духовной школе, как и сама учеба, несколько отличается от того, что бывает в светском вузе. И основное отличие - в том, что является главным. О светской высшей школе говорить трудно, а вот в духовной это - Глава Церкви, Христос. О том, что главная цель студента и вообще человека - утвердиться в духовной жизни, раскрыть свою личность и прийти ко Христу, оказаться с Ним, говорят все выпускники Академии. И главная встреча для них - не в каминном зале на братской трапезе, не в кабинете ректора, где можно вспомнить годы учебы, сидя у окна, за которым купола лаврского Успенского собора, шелестит дождь и поют птицы, а у Престола в алтаре академического храма и после литургии - на молебне у мощей преподобного Сергия.
За предоставленные фотографии автор сердечно благодарит фотографа пресс-службы Московских духовных школ Евгения Дынича и ее руководителя Олега Анатольевича Суханова.