Патриарх Кирилл на Кипре: заметки очевидца (ФОТО)
Неофициальные заметки о мирном визите: Патриарх Кирилл на Кипре (ФОТО) | Неофициальные заметки о мирном визите: Патриарх Кирилл на Кипре (ФОТО)11 июня 2012 |
Под конец визита почти половина местных лиц, встречающих Святейшего в разных сторонах острова, кажется знакомой. Что так и есть — многие знают программу Патриарха и без устали ездят за ним на все службы и молебны.
В понедельник, 11 июня, в 7.15 утра Патриарх прибывает в храм святых апостола Варнавы и Макария Египетского, здесь он будет служить Литургию. Я забиваюсь в уголочек этого поистине невообразимого по архитектуре храма с надеждой немножко собраться с мыслями и даже — грешным делом — отдохнуть. Однако за мной следует женщина, которую я приметила в самом начале путешествия. Дорого одетая русская, она прячет смущение и «берет быка за рога»: «Нет, ну вы понимаете, вот у них погибло всего-то 13 человек, так вся республика была в трауре! Два министра ушло в отставку, президента хотели сместить! Каждый человек пропустил это через себя! А у нас? Уже все забыли про теракты в метро, все продолжают спокойно жить!».
Я вспоминаю эту ужасную историю — кипрские власти законно изъяли несколько тонн пороха и не нашли ничего лучшего, как оставить его храниться на солнышке. Через какое-то время бабахнуло так, что диаметр воронки составил 90 метров, а находящаяся поблизости электростанция (причем основная) полностью вышла из строя. И — да, 13 жертв, отставки, расследования.
Устало смотрю на сестру по Родине и вере и даже не успеваю задать вопрос: что общего между трагедией по недосмотру и терактом. Она уже отвечает на него: «Да потому что никто не хочет брать на себя ответственность!»
Женщина грустно смотрит в пол. Своими странными претензиями она олицетворяет одну из главных целей поездки Святейшего — поддержать русских, которые во множестве живут в православном, благоукрашенном, прекрасном, во многом даже русскоговорящем, но все-таки не родном месте. Для них приезд Святейшего — это неописуемая словами радость, которая, по-моему, вскрывает и рану: «Все они уедут, а я останусь...»
Мы с женщиной молчим и оглядываем храм. Снаружи это очень странная постройка — унылое серое здание в стиле «дешевого конструктивизма», внутри — великолепный «почти собор»! Полностью расписанный (включая множество железных балок), просторный, светлый, где каждому есть место для молитвы. Можно ручаться, что ни одна бабуля здесь не «научит тебя жить». Пожилые киприотки в массе своей поджарые, в штанах по середину икры и с короткими стрижками, которые не прикрывают платки. Одеты в черное, улыбаются и снимают происходящее на айфон. В общем, тут очень хорошо скучается по России.
Тем более под слова Патриарха: «Есть один важный фактор, который поддерживает любовь всего русского народа и Церкви Русской к кипрской земле, — это большая русская диаспора на Кипре. Десятки тысяч русскоязычных людей живут сегодня на острове. Они православные и, находясь на Кипре, являются членами местной Православной Церкви. Разве Россия и Церковь Русская могут не видеть страданий этой земли, когда так много наших людей живут здесь сегодня? Вот почему мы говорим о том, что русскоязычная паства Кипра является важным фактором укрепления связей между нашими странами, народами, между нашими Церквами».
Святейший дарит общине «в качестве духовного залога нашего единства во Христе и в ответ на почитание православными киприотами русских угодников Божиих» ковчег с мощами преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета, митрополита Московского, и преподобного Амвросия Оптинского, а моей скорбной женщине, смотря на которую невооруженным глазом можно только завидовать, — иконочку Троицы, патриаршее благословение.
Накануне, в воскресенье 10 июня, был, пожалуй, самый яркий момент путешествия — посещение Киккского монастыря. Кажется, везде встречали нашего Предстоятеля с оркестром, перетягами, лепестками роз, лавровыми листами на дороге и громким «Аксиос!» Так в чем же секрет того, что тут искренняя радость хозяев сочится чуть ли не из каменных гор? В тех ли патриарших штандартах, что развиваются на фоне голубого неба? Нет. Причину объясняет митрополит Киккский и Тилирийский Никифор: «Обитель встречает вас звоном русских колоколов, свет русских паникадил освящает храм, из русских богослужебных сосудов мы причащаемся». Действительно — русские паломники всегда помогали Киккскому монастырю, а Патриарх Кирилл сделал для него столько, что и не передать. Например, он сам говорит о том, что «будучи еще митрополитом Смоленским, я принял некоторое участие в благоукрашении Киккского монастыря. В экономически трудные для России 90-е годы я благословил группу замечательных русских художников и позолотчиков, которые много потрудились в Смоленской епархии, отбыть на Кипр с тем, чтобы содействовать благоукрашению и реставрации сей святой обители. С тех пор я не был в монастыре, и только сегодня могу "принять экзамен" у этой артели. Мы видим результаты их труда, в том числе прекрасно отреставрированный иконостас в этом святом храме».
Интересная деталь: в свое время Киккский монастырь направил Исаию Кикотиса, тогда архимандрита монастыря, а сегодня митрополита Тамасосского, в МДА для изучения богословских наук и русского языка. Владыка Исаия в этом деле так преуспел, что теперь слывет «русофилом», по-нашему говорит бегло и все время улыбается.
— «Татьянин день?» Отец Максим Козлов?! О-о-о! — взмахивая руками, чуть ли не кричит владыка, когда я выкраиваю минутку в расписанном протоколе, чтобы представиться ему. — Помню! Люблю! Желаю всех благ!
Тут же находится еще один ученик профессора МДА и «рулевого» «Тадэя» протоиерея Максима Козлова — иеромонах Серафим (Гавриков), который за время визита неоднократно переводил для Патриарха (хотя Святейший и сам знает греческий). Таким образом, дружеские связи Кипра и России не только декларированы на высоком уровне — они существуют на самом деле.
В общем, в монастыре Патриарху «выразили признательность кипрского народа за постоянную и последовательную поддержку, которую Россия оказывает Кипру как в ООН, так и в других международных организациях». Запомнился момент, когда Святейший прикладывался к образу Богоматери Елеусы Киккской, написанной святым апостолом Лукой — это один из самых почитаемых образов, он все время закрыт.
Побывал Святейший и в известном на весь мир музее монастыря. А самое главное — отслужил литию на могиле этнарха (Главы Церкви и главы Государства) Блаженнейшего Архиепископа Макариоса III, который захоронен на высоте 1328 метров, на горе Трони.
Не имея сил вместить в свой репортаж неохватный по своей значимости визит, упомяну еще лишь о двух событиях.
Встреча Патриарха с президентом Кипра, которая прошла за закрытыми дверями, запомнилась «предисловием»: встречая Святейшего, Димитрис Христофиас вышел к приехавшим заранее журналистам и скромно поприветствовал их на русском. Бедные труженики пера не сразу поняли, кто перед ними, сначала приняв главу государства за скромного служащего, что его только повеселило. «Я мечтаю, что когда-нибудь покажу Патриарху Кириллу родные для меня места», — сказал президент и ушел с официальной делегаций. (Как я поняла, родной дом президента находится на оккупированных территориях).
И, конечно, венец визита — передача Патриарху частицы мощей Лазаря Четверодневного, которые сейчас находятся в Зачатьевском монастыре.
Прикладываясь к ним и молясь о своих детях, помяните в своих молитвах и бедных киприотов, которые об этом очень, очень просили!