Епископ Геннадий (Гоголев): Отец Максим - один из наиболее одаренных представителей русской христианской интеллигенции
21 июля, в день Казанской иконы Божией матери протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, известный и любимый многими московский пастырь будет отмечать 20-летие хиротонии. На страницах «Татьянина Дня» - ресурса, который уже 17 лет существует под духовным руководством отца Максима, его поздравят архипастыри и священники, коллеги, духовные чада и друзья. Нам же, читателям, будут интересны те подробности церковной жизни «девяностых» и «нулевых», о которых рассказано через призму священнического служения отца Максима.
Мое знакомство с протоиереем Максимом Козловым первоначально носило заочный характер и произошло благодаря курсу лекций профессора МДА Дмитрия Огицкого по сравнительному богословию, переработанного и дополненного отцом Максимом. В начале 90-х добротных учебных пособий для духовных школ было очень мало. Я тогда только что принял новообразованное Костромское епархиальное училище, и увидев упомянутый конспект, искренне порадовался: богословский предмет, столь сложный с точки зрения преподавания, «закрыт» в плане наличия хорошего учебника. Чрезвычайно обрадовало также известие, что в Московской семинарии преподает автор – блестящий публицист, выпускник филфака МГУ.
Вообще, рубеж 80-х и 90-х годов для церковных и находящихся рядом с Церковью людей был временем непрерывных удивительных человеческих узнаваний и открытий. Каждый мог внезапно обнаружить, что любимый преподаватель, почтенный седой профессор, всегда был тайным и глубоко верующим христианином. В смиренной набожной старушке, пришедшей в возвращенный по соседству храм, чтобы своими жилистыми натруженными руками расчищать его от векового мусора - узнать доктора наук. В те переломные годы под живую, бодрящую, человечную музыку Виктора Цоя некоторые партийные деятели радикально меняли привычную коммунистическую риторику на православно-патриотическую; «красные директора» оборонных заводов становились церковными благотворителями; а иные блестящие выпускники военных академий в искренних поисках смысла жизни и душевного спасения со «Странником» и «Старцем Силуаном» в рюкзаке уходили в глухие монастыри, восстающие из руин в русской провинции.
Как мне представляется, отец Максим «не став тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1: 16) пришел в Церковь одним из первых в числе наиболее одаренных представителей русской христианской интеллигенции в то удивительное время свежего дыхания ветров благоприятных перемен. Пришел для того, чтобы все свои дарования безропотно сложить к стопам Христа.
В жизни батюшки сполна осуществилась христианская пословица «где родился, там и пригодился» ( это на самом деле перефраз 1 Кор. 7:20). Ему выпало возглавить православную общину МГУ. В Татьянинском храме и произошло наше непосредственное личное знакомство в период моей работы в Синодальном отделе по делам молодежи. Отец Максим сразу стал верным союзником отдела: за десятилетний период сотрудничества не было ни одного проекта в сфере молодежного служения, который бы он деятельно не поддержал.
Не могу не отметить одного совершенно замечательного пастырского качества отца Максима, столь необходимого сегодня для церковной деятельности в молодежной среде: он умеет четко разграничивать личные культурные и эстетические вкусы и отношение к конкретным начинаниям в области церковной миссии и христианского воспитания, руководствуясь представлениями о целесообразности и допустимости этих начинаний. Именно таким образом проявляется великое пастырское дарование - понимать и любить людей, которые подчас далеко отстоят от тебя в своем культурном развитии.
Нас подчас раздражает и возмущает в современной молодежи буквально все: их речь и сленг, одежды и жесты, их пристрастия в области музыки и живописи. Но штука-то заключается в том, что другой молодежи у нас просто нет. А значит, надо разумно и терпеливо трудиться над духовным и культурным возделыванием каждой молодой души, забредшей к тебе, кто полуосознанно, а кто случайно, в храм Божий.
Это замечательная черта понимать и любить каждого всегда отличала подлинного русского христианского интеллигента, всегда позволяла ему быть, как говорил А. Синявский, «на переднем крае борьбы за человека», позволяла ему прощать, примирять, снижать градус общественных дискуссий, созидать, строить.
Как важно нам сегодня, сталкиваясь с новыми вызовами тонущего во грехах «мира сего», со злобными и кощунственными нападками на родную веру и Церковь, не потерять самим христианский облик, не отказаться от высокой задачи христианского понимания души ближнего.
«Нет той глубины невежества и омрачения, до которой бы Сын Божий не снисходил, преклонив небеса, не преклонился...», - утверждал преподобный Макарий (Глухарев).
«Прощать святое право
Страданьем куплено Тобой…» - эти слова русского поэта, на самом деле, - и слова о нашей многострадальной Церкви, на многие века заслужившей неоспоримое право, сострадая, вразумлять и, милуя, прощать.
Похоже, что Университетскому храму св. Татьяны благодаря деликатному и вдумчивому руководству о. Настоятеля, удалось стать подлинным духовным центром, где такая христианская интеллигенция, способная терпением, состраданием и милостью приводить к Богу озлобленные и заблудшие души во-первых, трудится, а во-вторых – взращивается.
Я очень обрадовался, узнав о назначении отца Максима на ключевую должность в Учебном комитете. Что же, теперь Вам, дорогой батюшка, к активной педагогической, публицистической, миссионерской и пастырской деятельности необходимо добавить и заботы об исполнении важнейшего церковно-административного послушания.
В знаменательный день 20-летия служения в священном сане разрешите пожелать Вам крепкого здоровья, помощи Божией и благословенных успехов во всех Ваших делах и начинаниях во славу Святой Матери Церкви!
Многая и благая Вам лета!