Всегда ли хорошо уберечь церковь от сноса?
Соотношение между паствой и храмами было таково, что потребностей в новых церковных зданиях какое-то время не возникало. В Базеле не возникало долго. Первая церковь, которую возвели сторонники Реформации, построена уже в середине XIX века. Это — Церковь Святой Елизаветы (Elisabethenkirche). Почему же так долго ждали? Вероятно, бережно относились к тому, что имели. Однако и роста паствы особого не было… Довольно знаменательный факт.
Зато новая церковь получилась красавица. Построенная в готическом стиле (в XIX веке это уже «неоготика»), она была рассчитана на 1200 человек, воздвигнута из кирпича — материала по тем временам очень дорогого. Деньги на строительство завещал богатый землевладелец Кристоф Мериан: «любимому родному Базелю»; но не просто так — а ради противодействия «бездуховности времени и дехристинианизации общества». Тоже весьма примечательно — новую церковь начали строить, когда почувствовали, что вера уходит.
Но церковь послужила только столетие. В 1968 году заговорили о том, чтобы её снести. С 1973 года здание практически перестаёт использоваться для приходской жизни. В 1975 году церковь включается в комплекс театра, расположившегося на той же площади, что и Elisabethenkirche. С 1994 года церковь вроде бы как возвращается к религиозной жизни. Но странное это возвращение.
Церковь святой Елизаветы передаётся ассоциации Открытая церковь. Концепция Открытой церкви фактически предполагает сдачу церковного помещения в аренду под различные мероприятия. Прежде всего, конечно, богослужения, но не только. Информация о последнем периоде существования Elisabethenkirche включает сведения о действующем в здании церкви кафе, религиозных услугах животным, специальных мероприятий для гомосексуалистов, дискотеках.
Последняя новость об этой церкви: с 10 августа колокольный звон, отмечающий время, будет заменен звуковой инсталляцией смеха. Каждые 15 минут церковь будет посмеиваться, а каждый час — смеяться «большим по времени и интенсивным по мелодичности смехом, вызывающим у слушателей улыбку». Всё это часть проекта «Смеяться разрешается», призванного придать религии образ более приемлемый для современного человека. Антураж как будто ещё благопристойный, но, по сути, вера уже превращается в анекдот. Реализована одна из самых злых насмешек над Христианством.
Конечно, это — протестантская церковь, и судьба её в какой-то мере отражает судьбу самого протестантизма. Но всё равно противно и грустно. Поневоле задумываешься: а может зря общественность противостала сносу Elisabethenkirche в 1960-х годах? Может быть, оно было бы и пристойней, и честней скрыть это место чьей-то искренней молитвы в руинах или под спудом какой-нибудь новой застройки, не имеющей уже никакого отношения к христианству?